Любая деятельность, которой мы занимаемся, будь то выпекание хлеба, пошив одежды, управление самолетом или уборка улиц города, должна быть направлена на то, чтоб принести пользу тому человеку, городу, стране, миру, который воспользуется тем, что мы произвели или оказали услугу. К сожалению, мы часто об этом забываем, ставя во главу угла только одну цель – извлечение собственной выгоды и удовлетворение собственных потребностей.

Ведь каждый из нас не хотел бы однажды сесть в самолет, которым управляет человек, имеющий в уме желание получить высокую зарплату и реализовать свои амбиции, желание власти над жизнями людей или получить наслаждение от полета между пышных облаков. И окажется, что, на самом деле, на Вас ему наплевать (хотя такой пример самый крайний, так как, слава Богу, на эту специальность идет жесткий отбор, и равнодушный человек там просто не сможет работать).

Или Вам «посчастливится» съесть хлеб, который будет испечен грязными руками и в плохом настроении, или лечь на стол к хирургу, который будет думать о том, сколько Вы ему заплатите, после того как он Вам сделает операцию. А у Вас в этот момент, например, компания разорилась или муж Вас бросил с двумя маленькими детьми. Это тоже крайний пример, особенно учитывая то, что в нашей стране пока еще очень много настоящих Врачей с высокой буквы.

К сожалению, в настоящее время в мире потребления и производства имеют место быть две проблемы – это непрофессионализм и равнодушие. Об этом очень хорошо рассказывает Р. Гандапас на своих бизнес-тренингах

Об этом очень хорошо рассказывает Р. Гандапас на своих бизнес-тренингах. Это когда ты приходишь с больным ребенком в больницу, которому срочно нужна помощь, а врач отвечает: «Рабочее время закончилось, приходите завтра!». Хочется спросить: «А клятву Гиппократа Вы не давали?» Или учитель, которая не хочет объяснить Вашему ребенку непонятый им материал, ссылаясь на то, что ей мало платят и, надеясь на то, что Вы пойдете к репетитору и сами все сделаете или наймете ее за дополнительную плату. А тогда вопрос – а зачем Вы пришли работать учителем? Или в нашей стране когда-то педагоги оплачивались как политики? При этом этот же педагог будет кричать в магазине, где ему продали просроченную колбасу (опять же по причине равнодушия и непрофессионализма продавца магазина).

И такое сплошь и рядом: в магазинах, ресторанах, строительстве, телевидение. Конечно, это не везде и не всегда. Честь и уважением тем, кто занимается своим делом, изначально думая о человеке и о пользе для него, а уж потом о собственной выгоде.

Мы забываем, что мы все связаны и влияем друг на друга. Если один человек чихнул громко, то другой его услышал, то есть у него появилась связь с тем, кто произвел звук, а этот второй отреагировал на этот звук испугом и напряжением, в тот момент, когда создавал ювелирное украшение из дорогих и очень редких бриллиантов. Украшение было испорчено и уже не имеет ту ценность, которую имело бы, если б было выполнено с большей точностью. Ювелир страшно расстроился и разозлился, и, придя домой, накричал на жену и ребенка. А его жена, учитель в школе, и ей завтра нужно провести контрольную у выпускного класса, а его шестилетний сын в тот момент решал для себя важный жизненный вопрос: каким мужчиной он хочет стать? и ему сильно не захочется быть похожим на своего отца, в принципе, порядочного и ответственного человека и т.д. А это потянуло за собой несколько цепочек взаимодействий и настроений. А всего-то один чих.

И таких примеров я могу Вам привести тысячи, потому что из них состоит наша с Вами обычная жизнь, которая зависит опять же только от нас с вами. Мы все друг с другом связаны и зависим друг от друга. Поэтому важно, делая что-то, осознавать, что я не один на этой планете и все вокруг мне должны деньги, уважение, подчинение, заботу. А в первую очередь нужно думать о том: а что я могу отдать? Чем я могу служить? Как я могу принести пользу?

Создавая свой бизнес, каждый из нас ставит для себя цель, для кого и для чего эта компания, завод, салон и т.д. будет предназначен. И вот тут-то и допускаются многими начинающими, да и опытными бизнесменами, ошибки. Ведь помимо законов страны, правил ведения бизнеса, маркетинга и рекламы существуют еще морально-этические нормы и законы Вселенной, которые существуют, даже если мы о них не знаем или не хотим знать. Они существуют вопреки и независимо от нашего незнания.

Основные ошибки делаются еще на моменте постановки целей. Показателем того, что человек находится на высоком уровне интеллектуального развития, является не то, сколько у него дипломов лежит в шкафу, а то, как и какие он ставит перед собой цели и умеет ли он их достигать.

И если, создавая свой бизнес, он главной своей целью ставит извлечение прибыли, как собственно и пишется во всех уставах при создании юридического лица, то этот бизнес рано или поздно обречен на провал.

Даже если какое-то время компания, созданная с такой целью, внешне будет давать результаты и даже может стать на какое-то короткое время успешной, пока у его владельца или его сотрудников не иссякнет запас благочестивой кармы. То потом, почему-то, по не зависящим от владельца бизнеса, причинам, вдруг начинают происходить необъяснимые вещи, например, ушел хороший специалист, потому что его переманила другая компания, а этот сотрудник приносил Вам основную часть дохода, да еще и забирает часть Вашей клиентской базы. А, может быть, в один из дней происходит рейдерский захват или партнер, ваш друг и Вы его знаете, чуть ли не с детства и доверяете ему, проводит сделку, в которой не учитывает Вас и Ваши интересы. В таких ситуациях мы чаще всего начинаем обвинять того партнера или сотрудника, либо всю систему в целом во главе с правительством и президентом. А ведь самым главным показателем того, что наше дело направлено по правильному или ошибочному пути, является наше ощущение счастья либо внутреннего глубокого разочарования от того, что я делаю, даже если какое-то время я получаю финансовую выгоду. Ведь есть масса примеров внешне успешных людей, которые достигли славы или богатства, но они чувствовали себя глубоко несчастными и разочарованными в конце своей деятельности, многие заканчивали жизнь самоубийством, понимая, что изначальная цель выбрана неправильно и они всю свою жизнь шли не туда. Просто это показатель того, что Вы идете несогласно своему предназначению и Ваша деятельность, как бы Вы себя не убеждали, не является именно Вашей реализацией самого себя и чаще всего такая деятельность не приносит пользу окружающим.

Я не говорю о том, что деньги – это плохо и их не нужно брать за выполнение своей работы. И гармоничный бизнесмен как раз будет брать объективную и не всегда низкую плату за свой труд. Но вопрос в том, что он ставит своей главной целью и какими жизненными ценностями он руководствуется?

Сейчас в нашей стране идет очередной кризис. И каждый ведет себя в нем по-разному, и реагирует на него по-разному. Кто-то страдает и обвиняет всех вокруг. А кто-то пересматривает свои возможности, ресурсы, парадигму (взгляд на жизнь, включая ценности) и двигается дальше, продолжая развивать то, что есть или находит новые возможности и действует.

На фоне этого этапа в развитии экономики, да и не только в ней, я, как психолог, вижу, в первую очередь, людей и их судьбы, а не цифры и МVP. И предлагаю Вам попробовать взглянуть на этот виток жизни с другой стороны и не снаружи внутрь, а наоборот. То есть начать рассматривать ситуацию, заглянув глубоко в себя, задавая, прежде всего, себе вопрос не «за что мне это?», а «для чего мне это? Возможно, мой путь завел меня в тупик и нужно пересмотреть свои цели». Как говорит Альберт Эйнштейн: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».

И предлагаю Вам попробовать взглянуть на этот виток жизни с другой стороны и не снаружи внутрь, а наоборот. То есть начать рассматривать ситуацию, заглянув глубоко в себя, задавая, прежде всего, себе вопрос не «за что мне это?», а «для чего мне это? Возможно, мой путь завел меня в тупик и нужно пересмотреть свои цели». Как говорит Альберт Эйнштейн: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».

Важно пересмотреть свои цели и ценности, которыми Вы руководствовались, создавая свое дело.

Кто изучает восточные знания, те понимают, что все в этой Вселенной действует в трех гунах (энергиях) материальной природы – Тамас (санскр. — невежество), Раджас (санскр. — страсть) и Саттва (санскр. — благость). В трех энергиях можно рассматривать все – речь, поступки, мысли, одежду, еду, музыку. В том числе и бизнес.

Бизнес в невежеств – это когда человек мыслит категориями: нужно «кинуть», «замочить» конкурентов, для достижения целей все средства хороши, включая обман, мошенничество, запугивание, шантаж, анонимные письма и действует соответственно. Грубость и грязь – обычное явление в его офисе. Его образ жизни является источником проблем для окружающих. Он постоянно критикует, оскорбляет конкурентов и даже своих клиентов.Сферой деятельности таких людей обычно является торговля спиртным, наркотиками, оружием, женщинами, воровство детей, аборты, порнография, наёмные убийства и т.п. Хотя, конечно же, таких людей можно встретить в любой сфере бизнеса. Предприятия таких людей долго не существуют, и сами они обычно становятся жертвой насилия, умирают от тяжелой болезни или спиваются.

Бизнес в страсти. Современная культура с детства развивает в нас дух соперничества, нам внушают: «Ты должен быть лучше, чем твои одноклассники, иначе ты не преуспеешь в жизни». С детских лет нас сравнивают с другими, говорят, что кто-то лучше, умнее и т. д. Всё это формирует психологию дефицита: нам начинает казаться, что места под Солнцем хватает не всем, и если ты не успеешь «урвать» – это сделают другие.

Такой настрой порождает множество страхов: что у нас не получится преуспеть, что мы не сможем сохранить достигнутое и многие другие. Эти страхи отравляют человеку жизнь и не позволяют войти в неё богатству и достатку. Также страхи блокируют интуицию. Слова «бизнес» и «конкуренция» считаются в современной культуре чуть ли не синонимами, но конкуренция, полная тревог и страхов, делает нас подозрительными. Страх оказаться неудачником перекрывает каналы творчества, не позволяет использовать наш потенциал, наши таланты.

Бизнес в благости. Если такой бизнес будет доминировать в третьем тысячелетии, то общество выживет, и будет прогрессировать во всех областях. Бизнесмены, которые не достигнут этого уровня, разрушат себя и будут служить разрушению и деградации общества в целом.

Ведя бизнес в благости, человек понимает, что единственная личность, с которой себя нужно сравнивать – это он сам. Важно не то, какой ты достиг пратиштхи (санскр. − престиж, положение в обществе) в результате своей профессиональной деятельности, а то, каким человеком ты в итоге стал. Такой бизнесмен понимает, что успех – это не достижение эгоистичных целей, а личностный рост. Важно то, что происходит с человеком в процессе достижения этой цели, его становление как гармоничной личности, реализация его талантов и потенциала на благо миру.

Вот простой пример. Вы, изготавливая мебель, ставите целью не создать диван, который на Ваш взгляд пользуется спросом на рынке и большинство их продается успешно, при этом снизив качество используемых материалов, понижая себестоимость для извлечения большей прибыли. Поставьте целью изготовить диван, на который человек, придя домой после работы, захочет сесть и почитать книгу своему ребенку, которому тоже будет на нем комфортно. И дома этот диван создаст атмосферу уюта, покоя, любви и мира. Тогда этот человек просто будет счастлив и понесет это счастье окружающим его людям, а не раздражение, в результате того, что диван разваливается после года использования. И его жена вынесет мужу мозг от того, что у нее не хватает сил его разложить, когда в гости приезжает переночевать ее мама. Для кого-то это анекдот про тещу, а для кого-то это просто часть жизни и внутреннего ощущения, с которым он живет.

Хочется сказать, что важно, открывая новый бизнес или развивая свой существующий, выводя его на новый, более успешный уровень, направить его на благо всех живых существ (Бизнес в Благости).

И пусть для нас будет важен сам человек и отношения с ним, несколько выше, чем извлечение материальной прибыли. И пусть желание сделать своего потребителя счастливым, а также принести пользу, как минимум своей семье, компании, городу, и как максимум всей стране, миру, Вселенной будет частью наших планов.

Хочется не забывать об обычных ценностях: нравственных, человеческих, моральных – честность, порядочность, искренность, желание отдавать и служить обществу. Потому что, только живя этими ценностями, человек может по-настоящему быть счастливым и удовлетворенным от того, что он делает. И только так Вселенная начинает помогать человеку заниматься его делом. И только тогда вдруг находятся новые возможности, приходят нужные партнеры, привлекаются необходимые инвестиции и такой бизнес процветает долгое время, потому что эта деятельность не противоречит Законам этой Вселенной. А самое главное, что только так мы можем жить наполненной, гармоничной, здоровой и счастливой жизнью. Не менее важно для него создавать что-то нужное, полезное людям, помогать им достигать счастья и успеха в жизни, помогать в исполнении их надежд и желаний, а не в накоплении больших денег. Он понимает, что чем выше пост, тем больше нужно служить миру, тем больше ответственность, и что счастливым ты становишься настолько, насколько ты полезен окружающим.

Девиз людей в Саттве (благости): «Чтобы ты мог выиграть, никто не должен проиграть». (Этот принцип описан в книге С. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»). Ты выигрываешь – я выигрываю, или мы не вступаем в отношения вообще! Они знают, что, отдавая, мы получаем». Взято из статьи Рами Блекта (Канада) (писатель, психолог, астролог, коуч-тренер многих успешных людей и политиков)

Поделиться: