Просто он расслабился и расхотел работать, а муки творчества – это отмазка такая крутая.

Хотя я, конечно, могу судить на своем примитивном уровне. Может быть для того, чтобы написать «Черный квадрат» и нужно вдохновение? Или у Малевича просто был шикарный пиарщик? Я этим вопросом озабочен со времени моей жизни в Амстердаме. Часто заходил тогда в галерею Ван Гога, садился на диван на первом этаже напротив квадрата, сидел и пытался понять – это я лох необразованный, или человечество заблуждается. До сих пор надеюсь что второе. Ну, правда – что такого в «Черном Квадрате»? То, что он написан без капли черной краски? Но ведь когда вы смотрите на картину, вы же этого можете не знать. Что же тогда? Для меня ничего, абсолютно.

Для меня важно, когда произведение искусства понятно, или когда в нем видно много труда. Вот, например, когда ты смотришь на потолки в Ватикане, расписанные Рафаэлем, и такая красота и так притягивает, что ты забываешь о времени, и шея затекает, и ты падаешь. Или когда я смотрю на картины Ван Гога – там такая боль и красота одновременно, и время замирает, и не хочется ни о чем думать, и идти никуда не хочется. Я одно время плотно общался с богемой. И общая черта –

им нужен, какой-то стимул, допинг или боль, преодоление. Наркотики, алкоголь, неразделенная любовь. Зачем – я не понимаю, честно не понимаю. Почему нельзя им без этого?

Хотя кто я такой чтобы судить? Я менеджер, спекулянт, хотя искренне считаю, что это тоже творческая работа. И еще какая. Пойдите, попробуйте продать тот же самый «Черный квадрат», если нет подписи Казимира Малевича. А ведь кто-то когда-то продал, и мы не знаем его имени. И таких примеров много. Как исправить эту несправедливость – еще не придумал, но как-то надо исправлять. Например, открыть музей менеджеров или какую-нибудь аллею, по подобию аллеи звезд в Голливуде. Ну, или хотя бы с именем художника или звезды кино ставить имя менеджера, мелким таким шрифтом.

Поделиться: