У бизнесмена всегда есть выбор – создавать свой штат программистов, ИТ-отдел. Или же воспользоваться аутсорсингом. Какой бы выбор вы не сделали, в каждом есть минусы и плюсы. Ну, плюсы очевидны – всегда под рукой, если не в отпуске или запое. Кажущаяся надежность, опять же «свой», а значит, возможность утечки информации сведена к минимуму. Хотя «своего» могут купить конкуренты или вообще он изначально может быть «засланным казачком». Минус такого подхода: один человек не может одинаково хорошо разбираться во всем, и если, к примеру, вам нужно «вылечить» сайт, а он разбирается только в «железяках», то в лучшем случае ваш айтишник позовет одногруппника на помощь, в худшем же — попытается все сделать сам.

Но главный минус – расставание с ИТ-специалистом. Это дело тонкое, так же, как и проблема расставания с главным бухгалтером. Ведь программист знает тайны компании и часто даже вашу личную переписку. Если он проработал долго, то очень много моментов может быть на нем замкнуто, от паролей к компьютерам до зарегистрированного на его имя домена компании. Но тут совет простой – расставайтесь полюбовно, либо, если это исключено, тщательно готовьте расставание. Можно привлечь знакомую ИТ-компанию для якобы каких-нибудь улучшений, чтобы они все скопировали и сохранили, а уже потом говорить своему специалисту, что он уволен. В противном случае вас ждут мелкие и крупные неприятности типа рухнувшего сайта. Кстати, все или практически все можно исправить, в конце концов, у вас же не Цукерберги работали. Найдете хорошего хакера – он все поправит. Просто это время и дополнительные расходы.

Самая распространенная ошибка – пытаться повесить на своего специалиста все. Ну, например, вам нужен сайт, к кому вы обращаетесь? К своему единственному ИТ-специалисту (он же системный администратор). Постарайтесь понять одну простую вещь: программист, системный администратор, разработчик сайтов и дизайнер – это абсолютно разные профессии. Как, например, бухгалтер, финансовый директор и менеджер по продажам. Ведь никто не заставляет главного бухгалтера вести активные продажи (хотя бывают исключения).

Если у вас всего три машины, то можно не «париться» и взять студента на полставки. Если же в компании больше 200 компьютеров и за ними нужен ежедневный уход, то аутсорсинг не поможет.

Основное достоинство специализированной ИТ-компании– высокий профессионализм. Если, конечно, речь идет не о сборище пэтэушников, а о компании с именем и репутацией, но только с такой и имеет смысл связываться. Здесь могут быть собраны специалисты по всем отраслям и, в случае возникновения проблем, можете быть уверены, что человек, занимающийся «железками», не придет заниматься вашим сайтом. Более того, вам могут что-то посоветовать, оптимизировать расходы и в результате получится так, что аутсорсинг будет обходиться намного дешевле. Опять же, нет геморроя с кадрами: не нравится, как улыбается специалист? – позвоните его руководству, оно найдет замену.

Минус аутсорсинга – быстрота реакции. Может пройти время, пока к вам приедет помощь, и может пройти много времени, а оно, как известно, деньги. А вы в этот момент будете переживать, мучиться и думать: «За что я плачу деньги?». Еще один минус – возможная утечка информации. Есть вероятность, что одна и та же компания обслуживает вас и ваших конкурентов, и может оказаться, что конкуренты об этом знают. Вывод делайте сами. Но это маловероятно, если компания известная, хотя никто не даст гарантий на действия своих сотрудников.

Перед тем как принять решение, что же выбрать, проанализируйте ситуацию. Во-первых, определите, нужны ли вам ИТ-сотрудники и, если да, сколько. Это сделать достаточно просто – посчитайте свой парк компьютеров (с учетом перспективы развития). Если у вас всего три машины, то можно не «париться» и взять студента на полставки. Если же в компании больше 200 компьютеров и за ними нужен ежедневный уход, то аутсорсинг не поможет. Также важно насколько бизнес компьютеризован. Если это небольшое туристическое агентство, наверняка можно пару часов подождать системного администратора. А если супермаркет: складская программа, более 20 000 наименований товара и очередь покупателей в кассу? Тогда админ – ключевая фигура на предприятии, сначала он, а уже потом кассиры, мерчендайзеры и вы.

Если решение принято в пользу создания своего отдела, то дальнейшие действия просты и понятны. Все как у всех: договор о конфиденциальности, дружеский разговор со службой безопасности (если таковая есть) в процессе, которого соискателю объяснят, что с ним будет, если что. Далее — трудоустройство. Вот тут надо быть бдительным: лучше оформить по трудовому кодексу, не экономить на налогах, это впоследствии может пригодиться.

А если вы решили прибегнуть к аутсорсингу, то все просто. Определите в ходе исследований или тендера оптимальный вариант. Основные параметры – цена, прозрачность расчетов, условия оплаты, известность компании-исполнителя, количество сотрудников, рекомендации от клиентов. Одним из самых важных факторов является территориальная близость компьютерной фирмы. Идеально, если она находится в одном здании с вами или хотя бы в шаговой доступности. Это решает многие проблемы.

Можно совмещать два способа. Например, взять себе ключевого специалиста, обладателя всех великих тайн. А он уже подберет контрагентов. Но при этом я настойчиво советую собственникам бизнеса повысить личную компьютерную грамотность. Никто не заставляет вас делать работу админа, но хотя бы элементарные вещи знать надо. А сегодня элементарные вещи – это гораздо больше, чем знание функций «вкл/выкл» и умения переключать регис

Поделиться: