Кардиолог высшей пробы, он теперь ежемесячно будет избавлять предпринимателей от главной вредной привычки – выздоравливать одним усилием воли.

А вы заметили, что мы очень любим пугаться? Нас хлебом не корми, дай лишь обсудить какую‑нибудь очередную страшилку. Очень долго над умами властвовали страшные вещества «Е» в продуктах, теперь им на смену пришли неблагозвучные «ГМО». Чего только про них не говорится! Что это – заговор коварных транснациональных корпораций, которые зачем‑то хотят нас погубить. Что ГМО изменят генетический код взрослых, а особенно – детей, которые в результате вырастут монстрами или недоумками. Что ГМО приведут нас к бесплодию или захватят мир.

Что же такое «ГМО»? ГМО означает «генетически модифицированный организм», изменённый с помощью методов генной инженерии. В середине ХХ века выяснилось, что любое свойство организма определяется кусочком молекулы ДНК. Этот кусочек, называющийся «ген», контролирует всё – от всхожести семян, до вздорности характера Владимира Вольфовича. Естественно, возникла идея, что, если гены ДНК одного существа как‑то вставить в ДНК другого, то можно быстро «привить» ему нужные свойства, как Мичурин прививал грушу к яблоне.

Так были созданы трансгенные (с перенесенными генами) или ГМО – растения и животные. И если раньше для придания новых свойств, например, устойчивости томатов к холоду, селекционеру требовалось отобрать морозостойкие растения, высадить их, через год снова отобрать самые стойкие, потом еще и еще – и только лет через 20 получить что‑то живучее, то сейчас генетик вставляет в ДНК помидора ген морозоустойчивости из какого‑нибудь другого организма (и совсем не обязательно – растения) и уже через год получает помидор с нужными свойствами. Так томаты получили ген морозоустойчивости от арктической камбалы, картофелю подарили ген бактерии, чей яд смертелен для колорадского жука, а рис получил ген человека, отвечающий за состав женского молока, который сделал злак более питательным. Вот такие появились ГМО-гибриды.

Возможно, у кого‑то это вызовет отвращение, но, на мой взгляд, не стоит уделять этому большого внимания. Мы ведь с вами, когда едим яйца, не углубляемся в то, что по сути – это зародышевая клетка из яичников курицы, окружённая сгустками половой слизи в период прохождения по половым путям и облачённая в известковую оболочку. Мы давно используем генно-инженерные лекарства и вакцины, пьем вино и пиво, сброженные генно-инженерными дрожжами, едим йогурты, сквашенные генно-инженерными лактобактериями, и это ни у кого не вызывает протеста.

Вредны ли ГМО с точки зрения мутаций? Человек, изучавший в школе биологию, в принципе, должен понимать, что любые гены – и природные, и искусственно внесенные в генетический код растения, а также произведенные ими белки в нашем организме будут расщеплены на аминокислоты и благополучно переварены. И изменить что‑то в генах человека они не могут. За 25 лет исследований «потенциальной опасности» ГМП, проведённых с участием более чем 500 независимых исследовательских групп, был сделан только один вывод – ГМО не более опасны, чем растения, полученные традиционной селекцией. С 2004 года существует «Премия Скрябина» в 10 000 долларов для вручения тому, кто докажет, что устойчивый к колорадскому жуку картофель (самый распространённый ГМО-продукт) способен принести человеку хоть какой‑то вред. За всё время существования этой премии она не вручалась ни разу.

Но если с ГМО всё так благополучно, откуда вокруг них такие битвы? Я думаю, к этому есть несколько причин. Первая – наше невежество. Нам просто лень думать и разбираться, гораздо проще где‑то что‑то услышать и поверить. Вторая – любая страшилка самый вкусный корм для СМИ, некоторые из которых уже настолько на этом паразитируют, что половина наших бабушек начинает обсуждать, от каких именно инопланетян мы произошли. И ГМО – тут очень лакомый кусочек. Третья – банальная конкуренция. Трансгенные растения не требуют гербицидов, упрощают агротехнику. И куда ж деваться тем технологиям, которые были на это завязаны? Четвёртая – граничащая с аномальностью страсть некоторых ярких личностей ко всему «природному». И вот, нам предлагают «незагрязнённую мерзостью» булочку хлеба за 370 рублей.

А пока вокруг этого ломаются копья. ГМО входит в соевое масло, которое уже почти всегда производится из генетически измененной сои. Соответственно – во всю «кондитерку», которая готовится на этом масле. В сладости на основе шоколада. В большинство конфитюров. Во все переработанные продукты из мяса – колбасы, паштеты, сосиски, сардельки, мясные и рыбные консервы, где используется соевый белок. В хлеб и другие хлебопродукты с добавками кукурузной муки (кукуруза сейчас трансгенная практически вся). Во все молочнокислые продукты – их делают с помощью трансгенных микроорганизмов и добавляют трансгенные загустители. В большинство косметических средств. Поэтому, когда я прихожу в магазин и покупаю еду, я смотрю на срок годности, я могу оценить вид или вкус, а вот наличие ГМО там мне совершенно безразлично.

Тэги:

Поделиться: