Вероника Шелленберг — омский поэт, член Союза российских писателей, — поделилась с нашим корреспондентом своим видением современной поэтической действительности.

 
Вероника Шелленберг

Вероника Шелленберг

Омский поэт, член Союза российских писателей

Литературой я занимаюсь профессионально. Поэзия, проза, драматургия, редакторское дело. С 2011-го года, от Омского отделения Союза российских писателей, организую и провожу ежегодный региональный литературный семинар «ПарОм». В прошлом году семинар перерос в фестиваль. Почему «ПарОм»? Потому что поэзия существует в параллельном мире, в параллельном Омске. Даже если мы не замечаем ее, она воздействует на нашу жизнь. К тому же, паром − это средство переправы с одного берега на другой. В нашем случае, от любительства до профессионализма в литераторе. Потому что сущность семинара, − подробное обсуждение текстов молодых авторов. Работа с авторами. Публикации. Выход на читателя.

Это то, что касается моей литературной деятельности, а по жизни – у меня было немало мест работы не для белоручек. От завода транспортного машиностроения до свечного, где я вкалывала по 12 часов за смену. Сейчас активно занимаюсь туризмом. Летом вожу конные маршруты по Алтаю, − я инструктор по конному туризму. А сейчас, в Омске, занимаюсь лыжными походами и как участник, и в качестве инструктора, − у меня третий разряд по спортивному туризму. В минувшую субботу-воскресение ходила в поход вместе с Омским клубом спортивного туризма на 28 километров. На охотничьих лыжах, через поля и леса. С ночевкой в армейской палатке с железной печкой. Красота!

Стихи пишу лет с двадцати, то есть муза меня посетила не в ранней юности. И мечтала я в детстве стать художником, а не писателем. Но сложилось так, − художник Слова. У меня 8 стихотворных книг, и одна разножанровая, посвященная Горному Алтаю. Две поставленных пьесы. Вдохновение черпаю из того, что приносит счастье: красота мира, природа, дети, путешествия, алтайские кони, ну и многое другое, способное затронуть творческого человека. Но не могу пройти мимо злободневных вещей. Например, у меня есть стих, посвященный экономическому кризису, который шарахнул по всем в 2009 году. Есть стихи, посвященные Ф.М. Достоевскому и Омску, а есть просто лирические тексты. Любовь − как же без нее?

В Омске много интересных авторов, ищущих свой голос, творчески одаренных. На нашем семинаре «ПарОм» таких людей немало. Но кто из них останется в веках – покажет время. Многие современники А.С. Пушкина − образованнейшие люди, − писали стихи, и где они сейчас? Их знают только узкие специалисты, а широкому кругу читателей они неизвестны.

Но возможность достучаться до читателя должна быть у каждого автора. Поэтому на семинар «ПарОм» мы приглашаем всех желающих. Каждый год − это десятки людей, сотни текстов. После обсуждения и авторской доработки, мы выбираем наиболее интересные, яркие и самодостаточные тексты. Из них формируются сборники. По итогам нашего семинара это были «ПарОм. Поэзия и критика» (2013), «ПарОм. Поэзия и проза» (2016). Над ними я работала как редактор.

Не понимаю людей, которые пишут «в стол» и страдают от того, что никому не нужны их произведения! Под лежачий камень вода не течет! Приходите на семинары, поэтические встречи, подавайте рукописи на конкурсы. Если произведение и вправду окажется достойным, его опубликуют. И, конечно, литературному мастерству нужно учиться. Я сама заочно окончила Литературный институт им. А.М. Горького в Москве и знаю, что такое настоящая школа: преодоление местечковости, эгоцентризма, мучительный поиск собственного голоса, принятие литературы во всем ее многообразии, приобретение навыков и ответа на главный вопрос: «зачем писать»? Поэзией нужно гореть и жить. Иначе Слово мертво

.

Живя в мегаполисах, находясь под прессингом назойливой рекламы, ток-шоу, бесконечных сериалов мы угодили в ловушку вторичного. А где же первичное? Где то самое? Где твое? Найдешь − и загоришься.

 

Да только как найти-то? Каждый ищет по-своему. Например, я много лет езжу в Горный Алтай, поэтому одна из тем моего творчества – его природа, культура и люди. Кроме стихов, у меня есть пьеса «Шаман», основанная на реальных фактах. Будет ли она поставлена, − не знаю, но я вижу смысл в том, что делаю. Потому что, приблизившись к природе, возвращаюсь к своим корням, к своей сущности, духовности. И мне хочется жить и творить.

Когда автор чувствует, что ему есть, что сказать миру, он собирает свою книгу. И вот передо мной лежит десяток книг наших семинаристов. Я выступаю редактором почти всех поэтических сборников, за небольшим исключением. Некоторые книги еще оформляю как художник. Есть и проза. Например, совсем недавно мы презентовали роман Дмитрия Овсянникова «Осколки Сампо». Это интереснейшая вещь, основанная на сюжете карело-финского эпоса. Надеюсь, книга найдет своего читателя. Вот так и начинают такую творческую литературную жизнь.

Конечно, я не могу утверждать, что все наши авторы будут дальше продвигаться, что у всех напишутся новые книги. Понимаете, когда у человека выходит первая книга – это только начало, поэтому нельзя сказать заранее, будет ли этот человек писать дальше. Когда же выходит вторая-третья книга – это говорит о творческой стабильности. Особенно, когда каждая последующая получается интересней, тематически разнообразней. Вот например, книга Тамары Львовой «Сестра милосердия», Натальи Семёновой «Рай для старого самолета», Ирины Четверговой «Внутри», Даниила Плахина «Сравнительные женоописания», Игоря Хохлова «Вдох продолжает выдох». Игоря недавно приняли в Союз российских писателей. Очень рекомендую этих авторов!

Уезжают ли таланты из Сибири в столицу, − напрашивается вопрос. Да. Из любого провинциального города есть отток энергичных, творческих людей. К сожалению, некоторые наши авторы также покидают Омск. Но в эпоху интернета не важно, где ты живешь! Многие авторы публикуются в журналах других городов, и это – реальная ступенька к всероссийской известности. Если говорить о маститых авторах, за пределами Омска хорошо известен наш поэт Дмитрий Румянцев. У него множество публикаций в таких уважаемых журналах как «Арион», «Дружба народов», «Звезда», «Новый мир», «Сибирские огни».

Но поэзией на жизнь не заработаешь. За драматургию, прозу, критические статьи еще можно какие-то гонорары выручить, в то время как поэзия, − занятие не прибыльное. Гонорары редки и невелики. Конечно, если человек задастся целью, он найдет средства издать книжку – это не такая большая проблема. Но считать, что можно заработать на этом издании, − ошибка. Поэтому у литераторов есть профессии, которые кормят. Например, Дмитрий Юферов – музыкант и работник культуры, Анастасия Трифонова − корректор. Тамара Львова – медсестра. Игорь Хохлов – журналист. Ирина Четвергова − музейный работник. Профессии самые разные, кто-то дрова колет, кто-то промышленным альпинизмом зарабатывает. Другое дело, что от Союза российских писателей и Министерства культуры Российской Федерации ежегодно выделяются гранты на издание книг региональным авторам. Москва заботится о провинции! Администрация Омской области и наше Министерство культуры тоже выделяет писателям гранты на публикации, но это все точечные поддержки, небольшие. Думаю, у нас в Омске все меньше и меньше тратится денег на культуру. Я хотела бы обратить на это особое внимание.

поэты омска

Культуру создают писатели, поэты, музыканты, художники и прочие творцы прекрасного, а финансирования практически не видят! 

 

Но работники министерств, выполняющие лишь руководящие функции, ежемесячно получают зарплату. Каждый раз, когда подходит время издавать книги омских авторов, у нас возникает ситуация, когда нужно где-то искать деньги. Это всегда трудно, долго, а ведь цена вопроса издания, например, одного номера альманаха «Складчина» – всего 50 тысяч. И чем дальше, тем мрачнее становится ситуация. Обычно книга остается рукописью.

Мы, писатели, проводим большую, кропотливую организационную и редакторскую работу, но зачастую действуем на одном лишь энтузиазме. Представляете: десятки, сотни рукописей приходит на семинар – это множество текстов. Их нужно прочитать, осмыслить, выбрать лучшие, потом провести работу с выбранными авторами, отшлифовать и опубликовать. Хорошо, что все эти годы семинар «ПарОм» поддерживает Областная библиотека для детей и юношества. Именно в стенах этой библиотеки мы проводим семинары, фестивали и литературные встречи. Я рада, что молодые авторы, все кто причастен к «ПарОму», в том числе, и я, считают библиотеку нашим домом. И там же, в этой библиотеке, мы проводим презентации новых книжек. Это очень правильно, ведь библиотеки созданы для встречи книги с читателем.

Но, по большому счету, поэзия не может быть в ущерб автору – это работа души. Материальной прибыли поэзия не приносит, но обогащает духовно, что значительно ценней. В личностном плане, занятие творчеством, − как раз одна из самых важных вещей. Ради чего мы все это делаем? Ради того, чтобы покрасоваться книжкой? Да нет, конечно. Ради того, чтобы превратить в метафору и показать то сокровенное, что есть в нас. Как-то иначе показать этот мир, через призму своего творчества.

 

Похожие материалы

Омск нуждается в переменах. Сегодня это понимают все. И перемены грядут! Свежий взгляд, новые люди,...

Очень часто омичи замечают недостатки в своём городе, они делятся своим недовольством с соседями,...

Сегодня выходит в эфир очередной выпуск программы «Кандидат» на 12 канале. С моей точки зрения –...