Если говорить простыми словами − депутатов Городского совета попросту лишили права выбирать.

У нас в стране уже получила распространение система, когда градоначальника выбирает не население, а депутаты. Которые в свою очередь выбраны избирателями. Более того, во многих муниципалитетах глава, выбранный таким способом, показывает более эффективную работу, чем «всенародно» выбранный мэр. Просто у сити-менеджера больше мотивов делать свою работу качественно, его легче «послать в отставку». У нас «выбирает» горсовет, но не сити-менеджера, а по-прежнему мэра. Это не противоречит законодательству, но оставляет вопрос − зачем делать не так как у всех?

Законодательством определено количество кандидатов в градоначальники, которые должны быть представлены на голосование депутатами Горсовета. И это количество не менее 2-х. В Омске принято решение, что конкурсной комиссией Горсовету будут представлены 2 кандидата. Не 3 не 5, а ДВА. Закон формально не нарушен.

В комиссию входит 6 представителей от губернатора, 2 почетных гражданина города и депутаты Горсовета − 4. И тут закон не нарушен, но логично предположить, что до Горсовета проще всего дойти кандидатам от областного правительства. И если их, предположим, два, − депутатам Городского совета будет предложено выбрать из двух кандидатов областного правительства. А их, как мы знаем, два − Гребенщиков и Куприянов. Таким образом, депутаты Городского совета лишены права выбора. И возникает вопрос о необходимости городского совета и выборов мэра как таковых. Зачем такие сложности? Просто назначить мэра распоряжением губернатора, а тот пусть себе соберет такой Городской совет, который его будет устраивать. Но нет, это невозможно, потому что есть Конституция, и есть федеральное законодательство. И игнорировать их совсем не может даже самый хороший губернатор.

Просто у сити-менеджера больше мотивов делать свою работу качественно, его легче «послать в отставку»

Остается открытым вопрос − что будет, если оба кандидата, представленных конкурсной комиссией, не устроят депутатов городского совета? Но что-то мне подсказывает, что один из двоих все же устроит большинство депутатов. Им терять нечего, ведь перевыборы уже 10 сентября, и будут ли именно эти депутаты выбраны на следующий срок − неизвестно. Хотя я уверен, что честные и порядочные депутаты Городского совета, все-таки лучше, чем я, разбираются в политике и понимают чем всем грозят такие «безальтернативные» выборы.

Вот после того как я, трудолюбиво изучая документы, все же разобрался, для меня остался открытым только один вопрос − почему ТОЛЬКО два кандидата в мэры? Почему их не может быть, например, пять? Почему не дать права депутатам Городского совета сделать выбор из кандидатов количеством больше чем два? И, к сожалению, ответ на этот вопрос очевиден, потому что никто и не собирается давать право выбора. Хотят просто назначить мэра, и вот вроде как придумали, как это сделать, не нарушив закон прямо.

Я не юрист, именно поэтому я попросил помощи у людей профессиональных и не только омичей. И вот, основываясь на всех их выкладках и исключительно своей логике, я пришел к такому выводу.

Далее следует текст не для простых людей, граждан нашего города, лишенных права выбора. А для тех, кто сомневается в моих выводах.

Решением Омского городского Совета от 15 февраля 2017 № 512 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска» (далее – Решение) пунктом 10 статьи 12 установлено, что победителями конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска являются два кандидата, набравшие по результатам голосования наибольшее количество голосов.

В том случае, если два и более кандидата набрали равное большее количество голосов, то победителями конкурса считаются все эти кандидаты.

В том случае, если наибольшее количество голосов набрал один кандидат, а второе, равное по величине, количество голосов набрали несколько кандидатов, то победителями конкурса считаются кандидаты, набравшие большее количество голосов, и все кандидаты, набравшие второе по величине количество голосов.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пп.2.1 п.2 ст.36) представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

Решением в статье 12 установлена процедура голосования членами конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска (далее – комиссия) на третьем этапе конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска.

Конкурсная комиссия определяет победителей.

Победителями конкурса являются два(!) кандидата, набравшие по результатам голосования наибольшее количество голосов.

Устав города Омска указывает: «Мэр города Омска является высшим должностным лицом города Омска и избирается Омским городским Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет Администрацию города Омска. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска устанавливается Омским городским Советом» (статья 18 Устава города Омска (Решение Омского городского Совета от 20 сентября 1995 № 92 «Об Уставе города Омска»)). Количество кандидатов Уставом не определяется.

В соответствии с пунктом 7 Решения регистрация кандидата является основанием для его допуска к третьему этапу конкурса.

Пункт 1 статьи 12 Решения определяет, что к собеседованию допускаются только зарегистрированные кандидаты.

Для рассмотрения вопроса об избрании Мэра города Омска Омскому городской Совету должны быть предложены все зарегистрированные кандидаты. Депутаты Омского городского Совета избраны населением и поэтому должны определить победителей конкурса из числа зарегистрированных кандидатов.

Также следует при голосовании использовать мажоритарную систему относительного большинства − это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников.

Всеобщая декларация прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей и воля народа должна находить свое выражение на периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права (пункты 1 и 3 статьи 21).

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2 Конституции).

Конкурсная процедура по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска нарушает принципы Конституции РФ, закрепленные международным правом.

Международный пакт о гражданских и политических правах в пункте «b» статьи 25 закрепляет, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Европейская хартия местного самоуправления (статья 3).

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья, части 1, 2, 3). Свободные выборы как способ выявления действительной воли народа и формирования легитимных выборных органов публичной власти. Избирательный процесс направлен на создание условий для реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными.

Выборное должностное лицо местного самоуправления − должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст.2 Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.23) муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право выдвижения кандидатов закреплено отдельной статьей 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Несоблюдение принципов избирательного права ставит под сомнение результаты выборов.

Отсутствие альтернативности при реализации пассивного избирательного права также нарушает принципы равного избирательного права, свободы волеизъявления.

Поделиться: