Кризис надо предугадывать. Оптимизация расходов уже изначально должна быть заложена в стратегию любой компании. Открывая новый бизнес, я учитываю, что в результате экономической ситуации что-то может пойти не так. Что делать тогда? Вот эти вопросы я задаю себе еще до того, как начинаю работать. Хотя, по большому счету, когда начинаешь бизнес, то оптимизировать-то еще вроде нечего, нет лишних сотрудников, нет огромных и не всегда оправданных представительских и командировочных расходов. Но, понимая, что основные расходы на выстраивание нового направления всегда намного выше (помещение, мебель, оргтехника, подбор и обучение персонала и т.д.), тут-то и нужно внимательно подумать, как их сократить, без ущерба для дела. И тогда я стараюсь вложить средства в то, что даже в кризис, если и потеряет свою цену, то не существенно.

Это инвестиции в недвижимость и собственное образование – скрупулёзное и сконцентрированное изучение того, чем собираешься заняться. Насчет последнего могу сказать, что это только растет в цене, особенно подкрепленное опытом (на это обязательно нужно тратить средства).

Удачный бизнес – тот, в котором каждая копейка учитывается. Я не верю, что для оптимизации нужны специальные поводы, как наступивший в стране кризис. Это постоянная, я бы даже сказал, рутинная работа. Практически ежедневно приходится принимать решения о том, как больше заработать, сколько потратить и как сократить расходы. Другое дело, что для кого-то кризис может быть прекрасным поводом, чтобы оправдать сокращение расходов, например, на зарплату персоналу, – «В кризис такая безработица, попробуйте найти другую работу!». А кто-то пишет письма арендодателям с просьбой снизить арендные платежи. Эти меры, в ряде случаев, могут быть вполне оправданы.

Когда ты руководишь небольшой компанией (не больше 15-20 чел), то на зарплате сильно не сэкономить. В более крупной компании можно использовать этот инструмент, и попробовать сократить ФОТ руководящих сотрудников. Но начинать нужно с самого себя! Урезать зарплату, как сделал, например, Ли Якокка, работая в компании «Крайслер» в свое время, поставив себе на период трудностей зарплату в 1 доллар, что очень сильно повысило его авторитет среди сотрудников и веру в него, как в лидера. При этом он убедил сотрудников, что в кризисный период, чтобы спасти компанию, придется чем-то жертвовать и жертвовать придется всем без исключения.

Оптимизация – самая популярная тема во время кризиса, и чем кризис глубже, чем цена на нефть ниже, тем чаще говорят о сокращении расходов. Может, стоит тратить деньги в первую очередь на то, что поможет их зарабатывать в будущем?

Сократить часть персонала, — тут я бы не советовал руководителям рубить сгоряча. С одной стороны – да, фонд оплаты труда кажется самой легкой для оптимизации статьей расходов. С другой стороны, кризис-то заканчивается, а работать с кем-то надо. И одна из самых важных задач — это удержать грамотных работников, а то через определенное время кризис в стране может закончиться, а в вашей компании только наступит.

Вообще-то кризис, если к нему правильно относиться, очень полезное время. Столько нового можно узнать! Ты начинаешь глубже вникать в нюансы работы направлений и отделов, проводить мозговые штурмы. Может, например, оказаться, что вы сырье покупали в два раза выше рыночных цен, или на рекламу тратили на двадцать процентов больше, или рекламы в данный момент уже столько не нужно, либо пора менять ее направление. Вот тогда-то и начинаешь внимательно пересматривать взаимоотношения с внешними компаньонами. К тому же, контроль над работой сотрудников — тоже важная часть оптимизации.

Я всю жизнь работаю с деньгами. А деньги, как известно, любят тишину.

Я о том, что если вам пришла в голову какая-то гениальная идея по увеличению своего капитала, то об этом нужно молча, спокойно в тишине подумать, дать этой идее пожить в вашей голове какое-то время (побыть с ней). И не спешить советоваться со многими «знающими» людьми и сразу ее реализовывать. Эмоции и страх за свое будущее будут не на пользу. Нужно постараться сохранить холодный рассудок, наметить цель, выстроить стратегию действий, подобрать необходимых компаньонов, учесть возможные риски, и уже потом озвучить только ту часть информации, которую считаешь нужной сказать, и действовать без лишних слов и лишних переговоров. То есть время, потраченное на пустые разговоры, да еще и с людьми, которые в данной ситуации будут отнимать силы, тоже нужно оптимизировать. Я по своему опыту знаю, что, как стоит с кем-нибудь поделиться или посоветоваться, то очень часто, по непонятным причинам, это обязательно срывается, или «добрые советчики» тихонько и радостно воплощают в жизнь твои идеи. Молчание – золото!

Гораздо сложнее, когда компания работает уже давно, и вы привыкли жить, как говорится, на широкую ногу. Тогда сокращение расходов – это еще и психологическая проблема. И, кстати, такая проблема часто возникает в семье. Надо просто сесть, посчитать и решить, без каких расходов можно безболезненно прожить или заменить их на менее затратные. Например, вместо новогоднего корпоратива в ресторане Авторской кухни устроить посиделки в офисе, вспомнить молодость. Или вместо катания на лыжах в Альпах выбрать Шерегеш. Ну и, наконец, можно вообще не отдыхать какое-то время, поработать больше, интенсивнее.

Кризис — время возможностей. И самая основная возможность – конструктивное взаимодействие с людьми, выстраивание отношений. В кризис плохо многим, и вменяемые люди готовы договариваться. И арендодатели и рекламщики, и банки, и поставщики, и даже персонал. В кризис можно наделать ошибок и начать резать по живому, выкидывать из структуры затрат все подряд. Считать туалетную бумагу и ограничивать доступ к буфету. И все поймут и все простят, потому что КРИЗИС.

Я всю жизнь работаю с деньгами. А деньги, как известно, любят тишину. Главное, не заиграться, и не оказаться у разбитого корыта. То есть уволить сетевого администратора и оказаться отключенным от системы «банк – клиент» в тот момент, когда вдруг пошли деньги. Нужно договариваться! Можно предложить своей команде короткий рабочий день или каникулы на определенный период, либо новый вид деятельности. Почему нет? Думаю, в компании найдутся лояльные сотрудники, которые в вас верят и им, как и вам, интересны будут эксперименты.

Реструктуризация – неотъемлемая часть оптимизации. Если вы работаете на кредитных средствах, а так живет большая часть бизнеса, то первое, о чем вы должны подумать – как сократить или хотя бы оставить на прежнем уровне расходы на содержание долга. Особенно на фоне того, что ставка рефинансирования поднимается. На самом деле, в нормальном банке, если вы для них важный клиент, вам сами предложат пути выхода из ситуации. Или нужно задать им такой вопрос. Я, например, пересматриваю кредитные продукты, то есть их структуру. Когда все нормально, обычно люди использует те продукты, которые более понятны, те, с которыми легче работать. А что может быть проще кредитной линии или овердрафта? Но вдруг ставка поднялась, и вы не можете отдать деньги без потери для бизнеса. И вот тут нужно привлекать другие продукты – например, факторинг. Постараться договорится с поставщиком, с банком, подписать договор, и — вперед! Всем хорошо, поставщик продает товар, банк получает проценты, вы продолжаете работать. Можно еще и с поставщиком договориться и поделить процент за факторинг, ну или получить от него дополнительную скидку. Аккредитивы, банковские гарантии, множество относительно не дорогих инструментов, может быть не таких удобных, зато экономичных. Попытайтесь договориться с поставщиками на отсрочку платежа, и если у вас долгая история отношений, то почему бы не попробовать. Тогда банку вообще платить ничего не нужно.

Кстати, в повышении ставок есть свои плюсы. Ставки-то растут не только по кредитам, но и по вкладам тоже. И вот тут стоит задуматься – может быть вывести деньги из бизнеса, погасить кредит, а остальное разместить во вкладах и зажить себе спокойно. Пусть не очень большой, но стабильный доход. Минимум временных и психологических затрат. Главное, не прогадать с выбором банка.

А иногда надо и остановиться, отойти на какое-то время от дел, поразмыслить над смыслом жизни, подумать о душе, Боге.

Уделить больше времени своему здоровью, семье, родителям. Опять же — почему нет? Очень часто после таких периодов приходят новые гениальные идеи и появляются новые силы для дальнейших действий. Хотя это не совсем мой путь, так как я без работы не могу, но кому-то может и подойти.

Оптимизация налогов. Почему-то некоторые предприниматели (таких не много) часто игнорируют налоги, как статью расходов. Однако, это большая статья, и ее также можно и нужно оптимизировать. Я не говорю о том, что налоги не надо платить. Надо! В конце концов, кому будет нужна ваша оптимизация, если в результате у вас будут проблемы с налоговой, и еще масса поводов для банкротства? Есть законные способы оптимизации налогообложения.

Важно помнить, оптимизация – это не только сокращение расходов. Как ни странно это звучит – увеличение затрат. Сократить то, без чего обойтись можно, и концентрация внимания на том, без чего не прожить. Поиск новых вариантов заработка, или обратить свое внимание на то, что раньше игнорировали. Может, стоит заняться вплотную новым направлением? Главное тут — не перестараться, и не начать кидаться в несколько новых проектов одновременно, в надежде, что какой-нибудь выгорит. Есть риск потерять много энергии, времени, сил и денег. Выберите какой-то один проект, который в данный кризисный момент вам кажется более выигрышным, сконцентрируйте на нем свое внимание, изучите детали, и действуйте. Хоть говорят: «Не кладите все яйца в одну корзину!» Но эта поговорка, как мне кажется, не на период, когда вам важно удержаться на плаву. Она подойдет тогда, когда у вас есть стабильность в одном направлении, и вы спокойно решаете заняться чем-то еще.

Я прохожу уже третий кризис. И если первый был полной неожиданностью для меня, то ко второму 2008 года я уже был готов. Пересмотрел инвестиционный портфель, ушел на меньшую рентабельность, но при этом сократил риски, сам меньше стал тратить. Я не скажу, что тот период был совсем безболезненным, но денег не потерял – ни своих, ни клиентских. Даже заработал немного. Сейчас не простая ситуация. Я не сказал бы, что она хуже или лучше, просто другая. И вот странное дело, ведь каждый раз, проходя кризис, мы начинаем думать о трудностях. А надо думать о том, что это просто новая реальность. А самое главное в ней – это не потерять себя, свое спокойствие, здоровье, родных и дорогих людей. И стараться удержать на плаву свой бизнес, конечно же.

Поделиться: