Ежегодно школы и ВУЗы принимают иностранцев – этому способствуют программы по обмену и так – воля случая. Любой педагог, не обязательно лингвист, понимает, что обмен опытом необходимо осуществлять регулярно, иначе знания перестаивают, словно квас, превращаясь в брагу, и человек перестаёт развиваться. А что движет любым целеустремлённым работником – благая энергия, желание принести людям пользу. Каждый старается по своему: читает, пишет, разрабатывает, тренируется. Но общение – это вечный двигатель для прогресса человека. Мы слушаем и запоминаем интересное, передаём родным, друзьям или, по обыкновению, уважаемым коллегам. Впитывая жизнь во всех её добрых проявлениях, делимся на наш взгляд лучшим и полезнейшим. Порой мало или слабо оцениваем себя и больше глядим на окружающих, наверное, пытаемся стать на их место.

В школе № 40, с углублённым изучением отдельных предметов города Омска, появляется иностранец. Гражданин Индии, житель Дели, Варун. Молодой человек, который добротно разговаривает на английском и ведёт блог, где рассказывает о своих путешествиях. Ему 34 года, он журналист и вегетарианец. Индуист. Неплохой парень; он только день живёт в Омске и потом продолжает путешествие – на Алтай.

Елена Владимировна, коллега по учительскому цеху, регистрируется на сайте, где есть возможность пообщаться с гражданином другой страны. В итоге: принимает путешественника, жителя Индии, который не прочь наведаться в школу и рассказать о себе, поделиться опытом с детьми. Это, скажу я вам, отличная возможность познакомить детей с отличающейся культурой и человеком, не знающим русского языка.

Вы бы, дорогие читатели, видели восторженные лица детей, которым говорят, что в школу приедет англо-говорящий.

Они готовят вопросы, представляют, что спросят и каким будет примерный ответ. Волнуются перед встречей, переспрашивают меня и Елену Владимировну, как выяснить что-либо и желательно без грамматических ошибок. По правде сказать, иностранец не такая большая редкость для меня и коллеги, однако и себя стоит проверить. Языковой навык имеет способность притупляться, если его не «подтачивают», не используют частенько, как любое оружие.

– Вы смотрите аниме? – спрашивает семиклассница Алина, ясное дело на английском. С хорошим произношением и быстро, торопясь задать другой вопрос.

– Ноу, – качает кудрявой чёрной головой Варун. – Смотрю, что выпускает Голливуд, но чаще – наши отечественные картины! Знаете, сколько мультипликации выдаёт в год наш Болливуд? Несметное количество! Не знаю, кто производит больше фильмов: мы или китайцы.

Вопросы национального экономического развития детей не интересуют – ни старших, ни тем более младших. Игру «Ведьмак» по мотивам романов Анджея Сапковского или популярный «Батлфилд» Варун попросту не знает. Ну нет у него консоли, простите. Он извиняется, конечно. Готовясь рассказать об истории Индии, о богах и национальной кухне, он показывает кое-какие видеоролики и фотографии на своём крутом «Макбуке». Дорогой у него аппарат и красивый, в Омске я такой видел тысяч за пятьдесят. А потому я уточняю:

– Правда ли, что лишь 10% индийцев живут зажиточно – по-европейски?

Парень улыбается, видно, что вопрос интригующий. Отвечает неохотно и уклончиво:

– Статистика везде разная. Кто работает – у того есть кров и пища. Если не говорить о глобальном, ежегодном достатке жителя Дели, то профессия – не самое главное в жизни. О каждой стране всегда говорится с приуменьшением, почему-то. Я слушаю радио, не один – вместе с роднёй. Там говорится, что в России много земли, но глупые правители. И раз в сто лет происходит переворот, чтобы снизить достаток простого человека. Что касается моей профессии, то я журналист не крупной компании, но интересной. Мне нравится, что могу много общаться с другими людьми и писать о них, пусть коротко. Одни меня любят, а другие – обижаются. Всем не угодишь, да и не нужно. В журналистику идут не ради заработка, поверьте. Возможно, через время можно дослужиться до редактора и получить приглашение в другие СМИ-концерны, но это, снова-таки, не главное. Мне нравится вести блог и рассказывать подписчикам, делиться своими мыслями. Пусть некоторые со мной не согласны, но это и хорошо – есть комментарии, с которыми можно поспорить.

Знаете, а ведь Варун прав и далеко не надо ездить, что называется. Живёт парень в удовольствие и работает также. Он – женатый человек. Детей пока нет, но семья поддерживает охотно. Помогает в трудную минуту. И если он здесь и вдохновляет зрителей примитивным общением на иностранном языке, то это стоит немалого. Не знаю, когда ещё в нашу школу прибудет столь терпеливый иностранец и станет отвечать на вопросы. Его спрашивают о русской еде – он говорит, что лучше, чем в школьной столовой пока в России ничего не попробовал. Угощает борщом и пряником Елена Владимировна, просит, чтобы парень остался на несколько уроков – без проблем. Я ношусь из кабинета в кабинет, приглашаю самых пытливых детей. Однако просятся на встречу и те, кто учится-то не очень крепко. Не учит глаголы и делает много ошибок в притяжательных местоимениях. Но – это не главное!

– Пи-ис, пи-ис, гайз! – показывает он два пальца. «Гринпис» что ли какой-то!.. «Пис» – мир, в переводе, разумеется.

Дети затихают. В России, огромной стране, Варун впервые. Был в нескольких странах. Но в командировке – за счёт концерна. Он печатается в известных индийских журналах и не любит политику. Его специализации – путешествия. Берёт интервью у тех людей, которые недавно возвращаются из путешествия. Они рассказывают, что понравилось и что не очень понравилось. Вот и всё дело.

Царит атмосфера приподнятости. Каждый мало-мальски заинтересованный слушатель желает «выудить» из встречи максимально. Кто больше спрашивает и совсем не ждёт своей очереди, тянет руку… Кто-то больше слушает, точнее сказать вслушивается – индиец смягчает согласные. Когда я был в США, то, похоже, смягчая буквы и редуцируя звуки, изъяснялись мексиканцы. Английский язык не такой резкий, как немецкий, но многие звуки всё равно выговариваешь, напрягаясь. Из-за этого потом начинает болеть горло и устаёт язык. Понятное дело, что ко всему привыкаешь.

Дети обладают терпением лишь старшие. Вопросы они готовят на листочках или в тетрадях. Это правильно – почему бы нет? Младших ребят интересуют герои студии «Марвел» и Брэд Питт с Анджелиной Джоли. Супермены, Бэтмены и «Зелёный фанари». Временные увлечения парня отвлекают – есть более насущные вещи в его-то возрасте. Конечно, не прочь он посмотреть новый фильм и послушать – но это под настроение и когда есть время.

– Зита и Гита! – произносит он громко. – Классика!

– О да! – соглашается Елена Владимировна довольно. Она много объясняет детям, это эрудированный человек, который стремится развеять сомнения и непонимание сразу. Для педагога это хорошее качество. Ребёнку стоит лишь посмотреть вопросительно или растеряться, она спешит на помощь и тут же поясняет в перспективе. Елена Владимировна – замечательный организатор и добрый человек, не оставляющий без внимания малейшие нюансы.

С каждым новым потоком детей спрашивать гостя хочется всё больше, но воздерживаешься, предоставляя возможность другим.

– Вэйт, Виктор Витальевич, окей!? – улыбается Елена Владимировна. Она понимает мой порыв к общению. Знает, что я и сам пишу, веду блог на сайте глянцевого журнала «Наша молодёжь» и на портале газеты Александра Проханова «Завтра», но дети – «зе фёст».

– Зетс райт! – соглашаюсь. Сижу как примерный ученик, сложив руки на парте.

Тем временем, девочки и мальчики уточняют, не потеряли ли они вспомогательный глагол при вопросе или верное ли слово подставили. Исправляю и помогаю, как могу, по мере сил и скорости, естественно. Меня спрашивают отовсюду и неустанно, я не имею право на ошибку. По меньшей мере, гость непонимающе посмотрит и попросит разъяснить, мол, «what».

– Начни с «ду» и добавь потом «ту» перед смысловым глаголом, – подсказываю одному умному «статисту».

– Хочу сослагательное подсоединить.

– Не стоит, – отмахиваюсь. – Займёшь его надолго, а нужно дать и другим задать вопрос.

На одном ряду сидит мой пятый и седьмой класс, на втором и третьем – девятый и десятый Елены Владимировны. Дети хотят разговаривать с ним несколько уроков, но расписание – закон. Здорово, что администрация школы помогает, это благосклонные люди. Несёт дополнительный портативный компьютер Елена Геннадиевна. Новость об иностранце облетает и тех, у кого сегодня другие заботы. Педагоги просто хотят на него посмотреть. По-моему, гудит вся школа. И сюжет готов напомнить действие в старой картине – в «Планете Ка-Пэкс», когда человек, сам того не осознавая, превращается в инопланетянина и заставляет поверить остальных в то, что он всех разом заберёт на далёкую и лучшую планету. Вот она витает в воздухе кабинета – всеобщая мечта? Ребята смотрят на иностранца и разговаривают с ним в надежде на то, что окажутся там, где их ещё не было. Он много повидал в свои молодые – кажется намного больше, чем самый старенький педагог школы. Варун легко заражает интересом собеседника, общаясь тет-а-тет или вещая у доски.

Знаете, мои дорогие, этот день в жизни сороковой школы становится отличным пособием для тех, кто знает, почему у него столько уроков иностранного языка в неделю. Ребята говорят об англоговорящем индийце дня три. Подписались на его канал и обсуждают. Некоторые мечтают в один прекрасный день навестить страну, где священным животным является худая корова. Впрочем, в Индию ехать смысла нет – там нет работы. А лучше остаться на Родине, прислушиваться к окружающим и интересоваться дальше родной семьёй и работой.

Где родился – там и пригодился! Прислушаемся к народной мудрости. Эх, хорошо, где нас нет! Наверное.

Тэги:

Поделиться: