Я покупал и продавал франшизы. Придумывал и оформлял с одной стороны и работал «под» ними. И столько раз это было, что могу считать себя, если не специалистом, то продвинутым пользователем. Даже тема перового номера бизнес-журнала была «Франшиза». Именно тогда я окончательно убедился, насколько люди могут быть далеки от сути понятия, как те, которые покупают, так и те, которые продают франшизы.

Сколько людей обожглось, а сколько прогорело в первые годы «бума франшиз». Все потому, что когда модно, человек отключает здравый смысл или тушит его на какое-то время. Ну, и думает - сейчас я куплю франшизу, привезу ее в Омск и все, деньги сами потекут рекой. Потому что кто же не захочет откушать в «Шоколаднице», как показало время, захотели очень немногие. Это один из самых бестолковых брендов, во всяком случае, для регионов, был, по крайней мере, когда я с ним плотно столкнулся. Плюс неправильные управленческие решения на местах. Кто-то может сказать, что время не то было, но ведь Тревелерс тогда жил и развивался. Кто-то может сказать, место неудачное, но ведь стоит на этом месте Скуратов и радует нас.

Как только это мудрёное слово вошло в обиход и стало завоевывать популярность, сразу, откуда не возьмись, появилось тысячи и десятки тысяч франшиз. На разный вкус, цвет и кошелек. Однако, как минимум половина из них оказалось не жизнеспособными. Потому что, некоторые предприниматели продавали франшизы, только для того, чтобы получить деньги. Их не интересовало развитие бренда, его репутация в будущем. Им нужны были деньги сразу, сейчас. Другие же, просто не понимали, как работать и, не отладив процессы у себя, а имея только звучный бренд, относительно неплохую визуализацию и набор сомнительных технологий, пускали свой бренд в серию. Причем отдавали кому попало, без разбора.

Покупатели же тоже разные, кто-то покупал франшизу в уверенности, что она решит все его проблемы. А кто-то для того, чтобы научиться, скопировать и уже потом делать самому. В результате бренд, возможно, не терял материально, но репутационные потери все же нес. А кто будет открывать в городе заново предприятие, которое было закрыто.

Сейчас люди становятся осмотрительнее. Это радует. Хотя каждый день на рынке появляются новые франшизы. И активно продвигаются особенно, как я их называю, интеллектуальные, те, в которые вложен ум или его видимость. Хотя именно в этом случае, бизнес чаще развивается по филиальному пути. Потому что ум - это же не технологии, его невозможно скопировать. Он же постоянно новое что-то придумывает, принципиально отличающиеся от старого, возможно даже противоречащее ему.

Мошенников и аферистов здесь так же, как и в любом другом бизнесе валом. Не моя задача уберечь от них, но несколько советов все же дать могу.

Во-первых, нужно смотреть, сколько лет бренду и сколько франшиз уже действует. А узнав это, обязательно связаться с существующими франчайзи и узнать у них, как дела. Во- вторых, размер и наличие паушального взноса, если его нет совсем, то нужно понимать, почему? Такое возможно, редко, но возможно, но это должно быть объяснено логически. Возможно, франчайзер привязывает вас к поставкам, другим услугам, возможно в его планах, извлекать прибыль не сразу и много, а понемножку, но длительное время.

Размер и целевое использование роялти, так же имеет значение. Если с вас берут какие-то деньги периодически, то вы должны понимать за что. И если в некоторых бизнесах уменьшение маржи на минимальный размер роялти несущественен, то в некоторых он может занимать большую часть чистой прибыли. И вполне может так получиться, что вы работаете не на себя, а на кого-то. Но иллюзий строить не нужно, в случае франшизы вы хоть как работаете на чужой бренд. Все ваши усилия направлены на капитализацию чужого бренда. Вы не можете работать без продвижения товара или услуг, вернее не можете зарабатывать. А продвигая их, вы вкладываете в чужой бренд свои деньги, силы, связи. Получается, работаете на дядю. Другое дело, что в этом нет ничего плохого. Не всем же быть самостоятельными.

Еще одна частая причина недееспособности франшиз — это жесткие правила одинаковые для всех. Абсолютно для всех покупателей и всех регионов. Понятно у кого подсмотрено – на Западе так. Но ведь там бизнес существует веками, а не десятилетиями. Там статистика — это наука, а аналитику делают профессора, а не студентки первого курса. У нас слишком разные регионы, с разным уровнем развития культуры потребления и разной покупательской способностью, что важнее. И салат за 500 рублей, который принимается «на ура» во многих заведениях столиц, у нас подают в ресторанах авторской кухни.

Это очень распространенная ошибка, подгонять всех «под одну гребенку». Слишком большая у нас страна, с разными темпами развития в каждом регионе. То, что «на ура» заходит во Владивостоке, может совсем не прижиться в Калининграде.

Именно поэтому сейчас большую роль начинают играть региональные франшизы. То есть родом из региона. Потому что владельцы таких франшиз гибче, они понимают, что нужно именно в регионах, и они понимают, что страна состоит не только из Москвы. Хотя там, конечно, покупательская способность бешенная.

Позволю себе смелость выборочно перечислить омские бренды, которые имеют большие шансы стать успешными на федеральном уровне. В первых рядах, конечно, Skuratov coffee, хотя Витя и выбрал другой путь – филиальный, вполне возможно, что потом, в будущем, он откроет свои объятья и для страждущих франчайзи. Провиант, уверен в его перспективности, потому что в нем есть все - и соответствующие название и масса рецептур и технологий, и множество идей, часть из которых еще не реализовано даже у нас. Gagic, несмотря на то, что здесь речь идет о большой творческой составляющей, я знаю этот бизнес немного изнутри и понимаю, что технологий и ноу хау там более, чем достаточно.

Но вот самое главное, что объединяет, то, без чего франшиза, да и бренд в целом не может быть успешными, это, так называемый brandspirit. Сила бренда, дух бренда. И это знания, это не плод многолетнего обучения и степень MBA, это изнутри. И это не купить ни за какие деньги. Вопрос только в том, хватит ли их «духа» на других. Но в случае с этими тремя брендами, я уверен, что хватит. Было бы желание.

Тэги:

Поделиться: