Поэма «Русский крест» рассказывает о духовном перерождении спившегося деревенского жителя, осознавшего свои грехи и решившего изменить жизнь. Выражение «нести свой крест» Иван воплощает реально, – рассказывает журналистка Елена Горбунова на сайте Омской епархии. – Сколотив большой крест, он ходил с ним по деревням, собирая деньги на восстановление храма в своей родной деревне.

Постановку осуществляет православный театральный коллектив с одноимённым названием, действующий при университетском храме святой мученицы Татианы, – также сообщает она. – театр работает под руководством профессионального режиссёра Ольги Сергеевны Насибуллиной. Духовник театра – настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Александр Алексеев. Благодаря этой духовной поддержке актёры театра смогли в течении многих лет радовать спектаклями жителей не только нашего региона, но и многих российских городов и селений, включая Москву и Санкт-Петербург.

«Русский крест» – поэма о настоящем и грядущих судьбах России, об истории жизни русской деревни и многих других, погибающих в безверии, а затем возрождающихся из руин, благодаря обыкновенным жителям, стойким и молящимся, терпеливым и родным.

Не зная поэта Николая Мельникова и не читая его великолепной работы, можно без опаски появиться в театре, и получить исчерпывающее представление, а наряду с этим – заряд незабываемых эмоций. Побольше бы подобных пьес православной направленности – народ бы стремился к лучшему и полагался бы на светлое.

Последние пару лет я интересуюсь православием в разных его проявлениях. Отмечаю, что только сейчас начинаю смотреть связанные с этим фильмы и читать литературу. Я – не фанатичный человек. До глубоко религиозных людей мне далеко, поскольку храм я посещаю нерегулярно и порой подвергаю сомнениям увиденное и сказанное. Но просмотренная накануне пьеса не из числа моих неверий, поверьте. Для людей, которые меня пригласили, было важно получить отзыв, потому что они также верят в меня и в моё творчество, надеются, главное, что человек я достойный. Эта вера даёт многое, подряжает на благие поступки. Елена Томаш, например, написала мне в социальной сети:

- Как вам спектакль, почему молчите?

А молчал я, переваривая, обрабатывая увиденное. В сторону развлечения, дорогие мои. Погоди интереснейший польский писатель фэнтези – Анджей Сапковский, с его великим «Ведьмаком». Подожди Дж. Д. Сэлинджер – это значит, что я успею оказаться «Над пропастью во ржи». Пора обдумать моменты и события основательно. Посмотреть на грядущее другими глазами. Вот лично я, признаюсь, после спектакля уже недели три не выпиваю с папой пиво.

Поэма русского поэта Николая Мельникова – это гимн рабочему человеку, прежде всего. Выпивающему, но и страдающему немало от этого. Мыслящему и не пропадающему без дела. А жёны этих рабочих – матери их детей и «оловянные солдаты» нравственности и примирения. Покаяния и морали. Они обсуждают своих нерадивых мужей, возможно, негодуют, но от судьбы не отворачиваются. Несут крест до конца и служат Господу, как образцу всего вернейшего и мирного.

Деревня и сейчас – будто старая развалина, живущая единственной надеждой. А жители её – износившийся механизм, готовый вот-вот посыпаться, как мускулатура атлета, подкачанная стероидами и вдруг прекратившая получать этот допинг. На указанное в поэме время можно не оглядываться – нет смысла. Лучше осмыслить проблему острее. Если человек не приходит к Богу в храме, то он хотя бы меняет образ жизни, мотивируясь другим. Болезненно и преодолевая трудности. Но становление новой прогрессивной личности и крепость духа – приходят не без вмешательства высшего сознания. Ну как человек вдруг поменяет образ жизни, ребята? Должно что-то случиться с ним из ряда вон, понимаете? Хоть палками по нему должны пройтись или он увидит инопланетянина, как минимум.

Играют люди на сцене, показывая деревенский быт и собираясь вместе. Вон ангел или простая женщина, хлопочущая по дому, беспробудный пьяница, или деловитый председатель, а ты видишь нашу действительность – городскую повседневность.

Разруха – образ собирательный! И кризис начинается в душе. Так наш Владыка говорит в своей книге-брошюре «Путь преодоления кризиса». Любое неверие порождает слабость и отстранение. Уходит благодать и человек лишается даже обыкновенной радости от общения с близкими. Кто нас подбодрит крепче, чем это сделают родные? Кто поддержит в трудную минуту?

Чем у нас в Омске проблемы не похожи от тех, что поднимает поэт Николай Мельников? А в Москве неужто другая жизнь и легче? Одни – устраиваются неплохо и на Родине, а вторые много и долго суетятся, возвращаются обратно. Так мир ведь – в нашей душе. Если человек ты работящий и добрый, толковый и боевой – счастье будет с тобой хоть где. А если грустный и ленивый – утянешь и родню в болото.

– Вы знаете, без Бога мы ничего не можем делать, – замечает в своём приветственном слове Митрополит Омский и Таврический Владимир. – Актёр, который играл Ивана, правильно сказал, что с Богом можно идти далеко…

Я хочу Вас поблагодарить, дорогие артисты, пожелать вам мира, счастья, благополучия и еще больше подобных постановок. Спасибо большое!

Какие театральные студии нашего города могут привести в пример постановки именно на тему православия? По пальцам пересчитать. В основном это небольшие коллективы – прихожане разных храмов, которые благодаря священнослужителям занимаются театральной деятельностью в воскресных школах.

– Спектакль «Русский крест» Николая Мельникова – патриота и православного человека, которого уже нет на этой земле, является для нас добрым и светлым, – говорит после спектакля режиссёр театра Ольга Сергеевна Насибуллина. Её слова пересказывает православная журналистка Елена Горбунова. – Поэтому наш театр и носит название этого его лучшего произведения, потому что у каждого из нас свой крест в этой жизни. Я хочу сказать от имени всех артистов такие слова, которые, наверное, понравились бы Николаю Мельникову: «Служим Богу и Отечеству».

После спектакля мы с женой встречаем Владыку в фойе театре. Просим благословения вместе.

– Вы вместе что ли? – приятно удивлённо спрашивает Владыка. Он прижимает меня к сердцу так, как ни мой отец, ни дедушка, Царствие ему Небесное, никогда не делали. Знаете, я тону в облаке свежей одежды Митрополита Омского и Таврического Владимира, а у самого глаза влажные не то от радости, но то от грусти после просмотра пьесы.

– Вижу православных людей! – глядя сверху вниз (это высокий священник) добрыми глазами комментирует отец Александр. Он, кстати, возглавляет отдел молодёжи в Омской епархии. Батюшка меня тоже обнимает и благословляет.

Здорово, что рядом с нами работают люди, которые способны написать столь полезное чудо и воодушевить. До этого момента и я не знал ни поэта Мельникова, ни его поэму «Русский крест». Просветить меня постарались и до сих стараются глубоко православные люди. Каждый по своему направлению. Хоть специалисты епархии, хоть писатели – такие как москвич Пётр Алёшкин или омич Николай Березовский. Принимают участие в моём просвещении священнослужители, молодые и не очень: отец Артемий Ахметшин и отец Вячеслав Терещенко. Снабжает православной литературой Владыка.

Хотелось бы всех пригласить 24 ноября в стены гостеприимного театра-студии Любови Ермолаевой, где так с любовью и милосердием принимает Татьяна Николаевна – директор этого театра, на спектакль «Простите нас, звезды Господни», посвящённый царским мученикам. Спектакль состоится 24 ноября в 19.00. А 4 и 5 ноября на день Казанской иконы Божьей Матери и День России в храме святой мученицы Татьяны состоится премьера спектакля «Отец Арсений» по одноимённой книге.

Стоит отметить, что схиигумен Илий, духовник Оптиной Пустыни – духовник и учитель Николая Мельникова благословил поэму «Русский крест» и дал ей своё предисловие, в котором говорится: «Дорога поисков силы и смысла жизни изложена в замечательной поэме, написанной светлым и певучим языком. И не следует рассматривать эту поэму как историю жизни русской деревни. Это жизнь всех нас, погибающих в безверии и из руин возрождающихся. Нет, мы не можем умереть, мы такой народ, русский, те, кто живет на этой земле».

Поделиться: