Смотрю я на стенды в своей родной школе, где есть краткая информация и характеристика учителей-ветеранов, приятно удивляюсь их выработанному стажу. Откуда столько сил и терпения у человека в школе – на несколько десятков лет? Работа педагога – великий и мало благодарный труд, его успехи не приписывают природе, оставляют учителя отдуваться за все неудачи подопечных. Поэтому самым важным явлением в школе, поучительным «предметом» и живым примером для ученика является сам учитель, добрый и мудрый, как хороший философ, гибкий и прочный, как позвоночник.

Дети для педагога – ученики, как факела, которые нужно зажечь любой ценой.

Методически или с помощью актёрского мастерства – никого, в общем-то, не волнует. В конце четверти или раздела они должны знать материал почти в совершенстве – это значит, что прекрасных методов существует ровно столько, сколько грамотных учителей. Никогда не знаешь и не угадываешь настроение ребёнка – точнее этой маленькой армии, оставленной в кабинете без присмотра. Но милый преподаватель любит всех учеников и каждого в отдельности, любит свой предмет до такой степени, что расскажет его одинаково доходчиво и в срок. Единственный путь, на который учитель зовёт встать детей – это благая деятельность, увлекающая к познанию и работе. Здесь он как православный священнослужитель и учёный, настойчивый и правый постоянно. Он – как интересная книга, которую никогда не забудешь.

Милая простота учителя сочетается с его широкой и глубокой деятельностью. Его мобильность и качества – это вопреки всему мотивировать и заложить в ребёнке заряд жажды знаний, преподать стремление к приумножению. Учителей нельзя делить на молодых или старых. Если мы учимся у человека навыку, расширяя собственный потенциал, увеличивая объём родного знания, то перед нами учитель во всей своей красе и мощи.

У меня «окно», я прохожу по коридору школы и слушаю. Конечно, иногда учитель повышает голос, но это не главное. Справьтесь с рядами школьников одним только радушным качеством – не выйдет. Учитель – «грозный воин». Опасаясь его гнева и пристального взгляда, ни одно поколение учеников набирается знаний и устремлений в светлое будущее. Но обращаясь с учениками как со своими чувствами, учитель способен открывать и прививать новое – бесповоротно и надолго, навечно и остро. Вот он огромный учитель – хоть на картине, хоть в узком школьном коридоре, он может быть разным, как погода или небо, как ветер или даже путешествие. Как наши любимые батюшка с матушкой, как оригинальный и трогающий до боли в груди рисунок на холсте или вовсе – неожиданно встретившийся на дороге добрый человек, которого мы потом вспоминаем.

Как учат детей в современных общеобразовательных школах и что это за люди – учителя? Судя по количеству размышлений на этот счёт, учителя должны быть минимум сверх людьми. Модифицированными людьми, обладающими нечеловеческими способностями. А как, спросите вы, можно научить ораву порой не настроенных на учебный процесс школьников? За ответом я прихожу в БОУ г. Омска «СОШ № 151». Мне сказали, что в этой школе работает удивительный учитель русского языка и литературы, имеющий педагогический стаж в 41 год – это Вера Николаевна Пронина, ей 61 год.

Быть может, Вера Николаевна обладает телепатией, психокинезом или другими способностями, словно герои из фильма «Люди-X»?

– Слушай, парень… – встречаю в коридоре школьника лет двенадцати. – Веру Николаевну знаешь?

– Конечно, она вон в том кабинете! – оживлённо указывает он.

– Она похожа на Джин Грей из «Икс-Мэн?» – способностями имею ввиду? – я выясняю деловито, как секретный агент, наверное.

– Не-ет, – качает он тёмной головой и смотрит на меня как-то странно, недоверчиво, теперь я чувствую себя Чарльзом Ксавьером или Логаном, не меньше. – Учитель. Их у нас много!

Действительно, Вера Николаевна и на фотографии с её классом – миловидная и серьёзная. Необычного мало – одета скромно, как подобает учителю ещё советской школы. Но вот беседую с ней и понимаю, что педагогическая сила скрыта от глаза – пока не присутствуешь на уроке, по крайней мере. Пока не поговоришь с учениками, с их родителями или не примешь во внимание награды учителя.

С Верой Николаевной меня знакомит Юлия Андрианова – мамочка одного из учеников. Что я там делаю, спросите? Разве нужен повод, чтобы поделиться опытом или побеседовать со старшим коллегой? Посещая мероприятия, направленные на воспитание у школьников лучших чувств, почему не поговорить именно с этим педагогом.

– Как вы работаете с детьми? – спрашиваю.

– Для меня дети – моя жизнь, которая проходит в школе, – охотно рассказывает Вера Николаевна. – Детей надо понимать, видеть в них личность, словом, быть на их волне и никогда нельзя обманывать. Как я с ними работаю? А как вы работаете, коллега? Методы работы с детьми ведь самые разные, в этом году я, например, выпустила два одиннадцатых класса, результаты были приличные, самый высокий балл – 92.

Вера Николаевна – Отличник Просвещения, имеет множество заслуг. Участвует с детьми в различных играх, олимпиадах, конкурсах. Является экспертом по русскому языку в 11 классе.

– Что главное в работе педагога?

– Терпение, профессионализм, любовь к детям, к людям вообще, умение жертвовать собой.

– Родители мешают учебному процессу?

– Ничуть. Мне всегда было легко общаться с родителями, было другое поколение. Мы организовывали круглые столы, ездили вместе на отдых, ходили в походы. Сейчас тоже много хороших людей, но иногда бывает трудновато – нужен подход. Я и сейчас стараюсь привлекать родителей к сотрудничеству: мы ходим в театр, кино, музеи, на выставки. Здесь нужно общение – нормальное, человеческое. Договориться можно всегда. Человека главное выслушать и принять верное решение. Что мы развиваем в школе? И коммуникативный навык также!

– В каждой школе, вероятно, работается по-разному? Где-то хуже дети, где-то лучше?

– В школе № 151 я работаю с 1992 года, с открытия. В этом году у нас юбилей. Все эти годы мы создаём комфортные условия для детей, чтобы ребята с желанием ходили в школу. Наш директор, Дьяченко Галина Дмитриевна, много делает в этом направлении, у нас прекрасные педагоги, у которых огромный опыт работы с детьми. Ребята приезжают к нам в школу из других районов, хотя рядом с домом есть свои образовательные учреждения. У нас есть команда КВН, которая постоянно занимает призовые места, руководитель Убамасова Ирина Александровна, множество других кружков, спортивных секций, где занимаются с огромным удовольствием. Мы живём в школе одной дружной семьёй. Школа – это всегда работа с детьми, учебный процесс. Мотивация.

Добиваясь результата, продукта учебного процесса, как стало модно говорить, Вера Николаевна Пронина поддерживает здоровое общение хоть с детьми, хоть с их родителями. Уклад этого педагога таков, что комфортное развитие ребёнка, создание условий для обучения – это дело первое. Как Вера Николаевна обучает детей? А как это делают педагоги в других учебных заведениях, выкладываясь и получая обратную связь. Стоя у доски и спрашивая задание, листая журнал и просматривая оценки.

Слабую сторону ребёнка нужно уметь обратить в сильную – тогда ученик чувствует, что развивается.

Чем выше духовный уровень наставника, ярче его моральный облик, тем больше забот о нравственном покое и комфортных условиях обучения у него по отношению к подопечным, тем больше он обязан следить и проверять, спрашивать и осведомляться. Какое-то крепкое спокойствие и яркая простота таятся в облике Веры Николаевны – даже и на фотографии.

– «Вы меня, пожалуйста, послушайте, а я вам расскажу, и вы сумеете всё сами!» – приходят на ум слова, когда попросту наблюдаешь за этим педагогом. Дети в классе у Веры Николаевны отвечают по очереди, не выкрикивают. Это и ясно: они знают, что у неё есть правила, которые нужно соблюдать. У каждого педагога они есть – здесь мы Америку не открываем. Хотя… Пожалуй, ответ на вопрос, который ещё задавал Уинстон Черчилль, общаясь со своим старым учителем, кроется в обыкновенной атмосфере класса, когда дети просто тихо сидят и работают, чтобы получить хорошую оценку. Раздумывают и готовятся поднять руку, выбирая нужную фразу.

– «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать... – как-то сказал Уинстон Черчилль, угостив в одном из кафе своего старого учителя. – Увы, не всех министров хочется показывать народу и тем более позволять говорить с ним!»

Проще говоря, министры работают сами по себе, о них я почитаю в новостях, если захочу. А педагоги – в учебных заведениях. Их много, им иногда нелегко. Как и детям, их родителям – также посредникам между подрастающим поколением и миром. И родители – тоже педагоги по определению. А это значит, что цель у них одна – познать красочней, улучшить мир вместе с детьми, не отказываясь от любой помощи.

Тэги:

Поделиться: