Общаясь с директорами в разных сферах деятельности, прихожу к выводу, что из всех способностей трудная и редкая – это умение руководить. Директоров крупных объектов в любом городе не так уж и мало, но и самое интересное, что видишь их наряду с подчинёнными – они часто появляются в кругу коллег и раздают указания, советуют, по крайней мере, так представляется со стороны. Но есть структура не похожая на обычный, большой или маленький объект – это образование. Оно, как выражается один древний учёный, весьма растяжимо в пределах количественного наличия соответствующих заведений и потока мыслей, которым владеют сотрудники. Штат у образования огромный – он делится на один город и область, затем на целую страну или гораздо дальше – в зависимости от степени протяженности и остальных факторов, влияющих на распространения действия вообще. Что главное в управление? Не только эффект от коллективной работы, а способность к убеждению и к возможности быть рядом с подчинённым и контролировать его поступки.

– Наказывать человека за должностные провинности не стоит – необходимо заставить его работать снова и лучше, немного поругав, конечно! – как-то говорит знакомый директор и одновременно тренер по бодибилдингу в собственном спортивном зале. Он – педагог по образованию и по призванию, кстати.

– Главное – не наказать, а заставить действовать, – приводит ответ на мой вопрос знакомый омский мастер ниндзюцу клуба «Сёдзи» – Борис Штуров. – А какими уж методами приводил учеников-ниндзя к необходимому действию сэнсэй – одному Будде известно или сейчас в интернете написано!

– Хорошее качество руководителя – стремление к реализму! – перефразируя слова Марка Аврелия, вспоминает журналист Дмитрий Карин свою дипломную работу, в которой привёл множество высказываний известных мыслителей.

Конечно, соглашаюсь. Раздумывая и работая над очередным материалом, касающимся учителей и работы в образовании. Контроль и управление – это больше относится к настоящим делам, нежели к чему-то эфемерному – как воздушные замки, например. Скрипач или кик-боксёр, оставшийся наедине с фирменной грушей средней жёсткости, писатель или грузчик, мечтатель или игроман – могут управиться сами, без лишней помощи, а вот коллективу, оркестру или армии – понадобится всё-таки «командир». Причём неплохому управляющему следует уметь слушать не меньше, чем говорить. Это везде так, а в образовании – и подавно. Поскольку воплощение идеи или в срок реализующийся план нужно сначала продумать до мелочей, тонко проанализировать, а потом давать добро на выполнение.

С кем я поговорил и кого увидел, чтобы начать рассуждать на тему управления и эффективности работы? На тринадцатом Межмуниципальном фестивале творческих проектов «Держава», ежегодно проводимом в БОУ г. Омска «Лицей № 74», я побеседовал с директором департамента образования Администрации города Омска Екатериной Витальевной Спеховой. Что в ней удивительного и столь диковинного, что я должен был включить мобильный рекордер и записать разговор, дабы не ошибиться при составлении материала? Во-первых, я – педагог, учитель общеобразовательной школы, а во-вторых, корреспондент и писатель, всё это часто «подпитывает» мой интерес к людям высокой должности, которых наблюдаю на важных мероприятиях.

Кто Екатерина Витальевна в более широком смысле, чем занимается и как выглядит – можно посмотреть в интернете.

Но если спросите у меня, то скажу: человек она немногословный, в том смысле, что отвечает по делу и тогда, когда спрашивают. Реагирует сразу и свысока не глядит.

Женщина спокойная и миловидная. Деловая и озадаченная. Ходит быстро, иногда улыбается. Одевается строго. Ничего инопланетного и вызывающего, так сказать. А рядом с ней возникает ощущение надежности и покоя.

Сообщу так: когда Екатерина Витальевна в школе, то все знают об этом: от ученика и до учителя, не говоря об администрации и вахтёрши, конечно. Чин всегда подчёркивает важность пребывания в том или ином месте. Смотришь на человека и пытаешься исследовать манеру общения, взгляда и даже движения, хотя находишься на значительном расстоянии – это всегда, если гость тебя интересует как личность.

Однажды коллега, оживлённо сообщив, что в школе важное лицо из департамента образования вдруг сказала, что они с директором почти не разговаривают.

– Почему они должны разговаривать? – уточнил я. – Каждый ведь занят по-своему – в меру должности. Ты ведь у меня не всегда спрашиваешь, что я посмотрел или прочитал на днях, хотя я очень хочу рассказать? Не будем вдаваться в рассуждения.

– Екатерина Витальевна, в чём ценность создания молодёжных объединений в учебных заведениях?

– Ценность в том, что каждое объединение помогает ребёнку в саморазвитии, становлении личность, в самореализации. Есть выбор, где можно попробовать себя в нескольких направлениях. Я считаю, что это именно та форма работы, которая не должна быть забыта и потеряна. Если сейчас проанализировать тех людей, которые руководят нашей страной или регионом, нашим городом – это все дети-активисты в школах. Они гордились, что входят в подобные объединения.

– Тяжело ли быть директором департамента? Судя по часто сыплющимся от журналистов камешков, это нелегко.

– В любом месте свои плюсы и минусы, везде работать не просто. Лично я хожу на работу с удовольствием, мне эта работа нравится. Когда понимаешь, что приносишь пользу детям, приносишь пользу будущему родной страны, это всегда очень хорошо и уже эти нападки, которые бывают, остаются сбоку. Идёшь вперёд, потому что если образование сделает остановку или шаг назад, то встанет целая страна.

– Кого считаете своими наставниками, кого можете поблагодарить?

– Хочу поблагодарить своих школьных учителей – людей, которые сыграли немаловажную роль в становлении моей личности. Они поверили в меня, в мои лидерские качества и навыки. Потом было стремление работать и двигаться дальше.

– Какое образование лучше: отечественное или западное?

– Сравнивать их нельзя. Наше образование всегда славилось и за рубежом. Российское образование стоит в мире одним из первых. Возможно мы сейчас где-то не первые по рейтингу в IT-технологиях, но мы в любом случае не отстаём и работаем. Очень жаль, что СМИ мало рассказывают о тех достижениях, исследованиях, которые проводят школьники России, я не говорю только об омских школьниках. Хотя у нас огромное количество молодых победителей на международном уровне, а знает об этом, к сожалению, небольшая группа людей – это ученики школы и специалисты из Департамента образования. На любой негатив СМИ слетаются за одну секунду, а если позвать их на положительное мероприятие или на сегодняшний фестиваль «Держава», когда мы говорим о патриотическом воспитании, о духовно-нравственном, чувствуем гордость за родной край, то увидим их малое число.

– Нужно ли православие образованию?

– Религия – это дело каждого. К православию, мусульманству или к буддизму я отношусь так, что это должно быть у каждого в сердце, в семье. Мы открываем казахские центры в образовательных учреждениях, поддерживаем культуру казахского народа, это нужно делать. Мы готовы сотрудничать со всеми во благо общества и мира. Религия и образование должны идти параллельно, рядом. Школа решает образовательные задачи.

– Нужны ли нам нетрадиционные религиозные объединения? Какая от них польза?.

– Нужно работать с детьми, им объяснять. Недаром в школах введен курс ОРКСЭ, где объясняется доступным образом. Моё личное мнение, что все эти общественные организации, которые могут нанести вред ребёнку, должны быть далеко от него. За этим должны следить взрослые, специальные органы, чтобы не допустить деструктивного влияния.

– Что бы вы хотели добавить, привнести в образование?

– Хотелось бы более активного внедрения новых технологий. Если говорить о школах, то нельзя отодвигать науку. Когда мы её отодвигаем, то у нас становится меньше физиков и химиков. Меньше занимаются инженерной деятельностью. Ещё больше необходимо работать с родителями в разных направлениях, это также активные помощники школы.

Беседуя с Екатериной Витальевной и расспрашивая по делу, я понимаю, что человек этот слов на ветер не бросает. Взвешивает сказанное и выбирает – ко всему надо подходить со знанием дела. Если работа ведётся в разных направлениях, то это видно, стоит лишь присмотреться, подойдя ближе.

В нашей школе заметно действует «ШОК» – «Школьный Объединённый Коллектив», которым руководит внимательный заместитель директора Надежда Владимировна Святкина и помогает деятельная старшая вожатая Любовь Борисовна Сорокина. Ставят ребята яркие и поучительные сценки – такие, что удивляешься в приятном смысле. И на одной из них, шутя, иронизируя, демонстрируют современного учителя-робота, который управляет детьми будущего. А я, наблюдая и улыбаясь, представляю, что если роботы начнут воспитывать детей, то кто тогда будет следить также за работой заведений и самими учителями – роботы, наверное, тоже. Будет Рободепартамент киберобразования… или как-то так. Живости общения и обмена эмоциями, скорее всего, не будет!

О беседе с Директором департамента образования впечатлительно рассказываю родным – они у меня, кстати, учителя. Мама, бабушка. У нас – династия!
До новых встреч на полезных и образовательных мероприятиях.

Тэги:

Поделиться: