– Хочется в первую очередь сказать относительно МЕГИ – для нас это новый проект, мы впервые открываемся в торговом центре. Также это один из последних наших проектов в Омске, в планах открыть точку в нефтяниках, если будет хорошее место. И, наверное, за проект в МЕГЕ мы научились гораздо большему, чем в любом другом проекте, именно в плане согласования и работы – это было очень интересно. И мы действительно стали лучше. Мое абсолютно субъективное мнение – это наш самый красивый проект, который отлично вписался в окружающую обстановку. По сути, мы стремимся к тому, чтобы все наши кофейни выглядели примерно вот так.

- Ты доволен работой в Москве?

– Да, мы довольны даже больше, чем ожидали, но там, конечно, все совсем по-другому работает. Мы боялись остаться там на уровне провинциальной компании, потому что из Новосибирска было много выходов в Москву, из других городов, и как правило, они открывались на окраине и оставались локальными. Про них сейчас мало кто вспоминает. А мы попытались сразу составить серьезную конкуренцию московским заведениям.

- Какие в целом планы по развитию на 2018 год?

– Мы снова хотим вырасти в два раза. То есть открыть еще 12-15 кофеен. Если говорить в целом о городах, то понятно, что дальше мы будем активно развиваться в Москве, Санкт-Петербурге, думаю, что постараемся открыть 1-2 кофейни в Казани. Мне очень понравился этот город, понравилось его развитие. Не сказал бы, что конкуренция не слишком высокая, но среди провинциальных городов он развивается быстрее, чем Петербург, не говоря уже о Краснодаре или Сочи. Думаю, что попробуем взять в работу города рядом с Москвой, стотысячники. А если говорить в целом, наш план – 100 кофеен за три года, мы уже анонсировали его раньше, и он актуален сейчас.

- Вы планируете привлекать какие-то средства извне для своего расширения?

– Если брать большие сети, в 95% случаев они развиваются по франшизе, остальные 5% - по филиальному пути на инвестициях. И по факту, существует только две компании, которые успешно развиваются инвестиционно - это Starbucks и американская сеть Chipotle. Мы также решили пойти по инвестиционному пути. Он считается чуть сложнее, потому что в таком случае управление за каждой точкой остается у тебя, но мне этот момент как раз очень нравится. Это позволяет сохранить корпоративную культуру, ведь если говорить о наших преимуществах, они очень сильно основываются именно на корпоративной культуре, ценностях и сервисе. Напротив, все успешные франшизы в России основаны на технологиях, а не на ценностях. У нас технологии также есть, это важно, но на мой взгляд, ценности все-таки важнее. И мы понимаем - чтобы выжить на очень конкурентных рынках, нам необходимо эту ценность сохранять. Плюс в России очень слабая бизнес-культура в целом, она не сильно развита, и есть проблемы с законодательством в плане общения франчайзера с франчайзи.

Наша задача - показать, что бизнес можно вести по-другому, не по традициям, которые неправильно сформировались еще в 90-е годы.

Считается, что в России нет хорошего сервиса и русский человек не понимает, что такое хороший сервис, в связи с чем и спроса на него нет. Мы пытаемся это изменить. Изменить понимание того, что внутри компании люди также могут чувствовать себя комфортно, а текучка отсутствовать совсем.

- Твою первую кофейню в Москве и, например, Starbucks на улице Гашека сложно сравнивать

– Мы делаем меньше выручки, чем Starbucks и МакКафе - это ясно. Так скажем, это совсем другая история, и не наш путь, по крайней мере сейчас. Они и сидят на первой линии, и группа товаров у них другая, и персонала больше, и аренда в среднем раз в 5 дороже.

- Ты в начале сказал, что все ваши кофейни будут выглядеть одинаково. Мне кажется, что это твое преимущество, что кофейни выглядят по-разному, ты рвешь шаблоны. Не боишься этим убить концепцию?

– Когда я говорю, что они будут выглядеть примерно так, я не имею в виду, что они будут полностью идентичны, например, мы собираемся отказаться от кирпичей. В любом случае мы стараемся следовать тенденциям, но не омским и даже не московским. В первую очередь ориентируемся на то, что происходит не в России, а в мире. Но, разумеется, в каждой кофейне стараемся сохранить какие-то одинаковые элементы, чтобы нас узнавали в целом.

- А что самое узнаваемое?

– Мы до сих пор пытаемся это понять. Каждая кофейня не похожа на предыдущую, они очень сильно отличаются. Конечно, есть одинаковые шрифты, но, если говорить про дизайн, нам нравится делать такое место, чтобы не было скучно, не хочется повторяться. К каждому проекту мы подходим как к первому. В определенный момент такой подход может помешать нам развиваться со скоростью, с которой мы хотим, но с другой стороны - это может быть и нашем преимуществом.

Поделиться: