– Стас, мы так давно собирались с тобой сделать материал для журнала, обсуждали темы... И тут вдруг в области новый врио губернатора. Видимо, придется с этого и начать. У тебя какие ожидания в связи с приходом Буркова?

– А у тебя разве есть какие-то особые ожидания? Как твой бизнес зависит от этого?

– Никак, я же принципиально с бюджетом не работаю...

– Давай тогда просто подвигаем шашки... С точки зрения макрополитических процессов, назначение Александра Буркова нужно рассматривать в логике дипломатических решений, а не управленческих. Что-то вроде истории с коммунистом Михайленко, который в результате рокировки оказался в кресле областного министра строительства.

С одной стороны, где-то на краю карты есть типичный тишайший регион – Омская область, с другой – квота на представителя от «Справедливой России» в губернаторском корпусе. Плюс, как поговаривают, нужно было временно отдалить слишком уж амбициозного депутата от лидера партии «СР» Сергея Миронова, якобы у них в последнее время усложнились отношения, а Сергей Михайлович как-никак будущий спарринг-партнер президента. Есть и еще с десяток побочных факторов. В общем, все яйца как-то внезапно сложились в одну корзинку…

Господин Бурков в этой ситуации оказался в роли эдакого фианкеттированного слона: вроде бы расположился удачно в «домике» из пешек, стреляет по всей доске, но в зависимости от игровой ситуации в удобный момент может быть легко разменян на аналогичную фигуру. Назначенец от «оппозиционной» партии – это колосс на глиняных ногах в зоне повышенной сейсмической активности. Поэтому глупо ждать от него каких-то экономических прорывов. Не по этим критериям его будут оценивать.

Также назначение Буркова – это необходимый накануне президентских выборов сигнал партнерам от других партий, что матрица работает, и былые договоренности в силе.

– Ты считаешь, что Александр Бурков справится с подготовкой к выборам президента лучше своего предшественника?

– Выборы 2018 года Владимир Путин выиграл еще 4 марта 2012, поэтому рискну предположить, что дело даже не в Назарове. Единственный серьезный по меркам Кремля прокол бывшего омского губернатора – это заметное снижение уровня сакрализации власти в регионе. А это очень важный показатель, как тактический (накануне выборов президента), так и стратегический (управляемость в период кризисов). Скажем, глава Чечни Рамзан Кадыров в этом смысле абсолютный передовик, поэтому на многие его диалектические перформансы смотрят сквозь пальцы.

Власть можно любить или ненавидеть, но с ней необходимо считаться. Вот этот показатель в Омской области, извините, и «проулыбали».

Ну, а задача врио – как-то эту ситуацию до марта подровнять. И у Буркова для этого есть сверхмотивация. Кстати, посмотри, какую модель энергичного, крутого парня он сейчас разыгрывает. И на контрасте это смотрится даже как-то свежо.

Ну, а что касается микрополитики, сиречь наших региональных делишек, то здесь сценарий довольно предсказуемый. Сначала – легкая общественная эйфория… Ну, типа, интересно же поглазеть, как он будет действовать, какие первые шаги предпримет. Возможно, на этой первой волне «перемен требуют наши сердца» новый врио даже получит какую-то положительную прессу (кстати, пока она вполне себе нейтральная). Сделает пару громких заявлений, ритуальных увольнений (опять же история с Винокуровым). Затем будет советоваться с народом, экспертами, изучать точки роста, может быть, даже разрабатывать новую стратегию развития, обсуждать глобальные проекты, терзать Федоровку и метро. Параллельно пойдут знакомства с представителями элит – начнется любимая русская забава – игра «у кого гибче позвоночник». С кем-то выйдет недопонимание, начнутся информационные атаки... Да и в целом эффект новизны спадет, и журналистская братия пустится во все тяжкие, будет проверять границы дозволенного. В народе появятся мемасики на Буркова, затем слухи о скорой отставке... Все как обычно.

– Что скажешь насчет консолидации элит? Вроде как такая задача среди прочих стоит перед назначенцем…

– Консолидация элит – это такой красивый, но довольно бессмысленный политологический штамп. Ну не будут черные играть за белых, хоть тресни. Ведь тогда пропадает сама суть игры. Региональные группы влияния можно временно и локально утихомирить, задавить отдельных игроков, если ресурсов хватит, опять же временно перекупить или воодушевить на борьбу с общим врагом, но реально примирить – консолидировать, тем более в рамках тех полномочий, которые есть у губернаторов, – почти нереально. Взять, скажем, соседний Казахстан – казалось бы, вот пример истинной консолидации элит, но убери сейчас из этого уравнения президента Назарбаева, и мы увидим, какая там консолидация. Такое месилово за власть начнется!

Да, на областном уровне можно разработать некую хрупкую систему сдержек и противовесов, когда ключевые акторы договариваются между собой, что все свои фиги они пока держат в карманах, и за это им… Но тут опять же вопрос в ресурсах Буркова. Какие они?

– Назначение Александра Буркова стало довольно неожиданным для омичей, чаще в контексте нового губернаторства звучал другой депутат Госдумы – Андрей Голушко. Ты не в курсе, как он всю эту историю воспринял, расстроился?

– Честно говоря, не в курсе. Любая попытка обсудить с Андреем Ивановичем тему возможного губернаторства приводила к тому, что он зевал от скуки.

Чисто на мой взгляд, Голушко был бы лучшим губернатором для Омской области на данный момент. Он находится на пике развития – харизматичный, авторитетный, хороший дипломат, лоббист, коммуникатор, его отлично знают главы самых отдаленных территорий региона. Он понятный руководитель для омичей.

Но, честно говоря, я лично держал пальцы за то, чтобы он в эту историю не ввязался. Если перефразировать Канта, меня три вещи изумляют: небо надо мной, моральный закон внутри меня и зачем Андрей Иванович носится с этими дорогими омичами, дорогими шербакульцами, дорогими любинцами как кит со значком. У него какая-то патологическая любовь к малой Родине. Вечно мотается туда-сюда, с кем-то встречается, привозит кого-то, деньги выбивает… И в то же время от жителей и прессы на него льется такой поток, простите, дерьмища, черной желчи, зависти, злорадства. Да, у него уже сформировалась броня, от которой все отскакивает, как от робокопа, но по-человечески смотреть на это неприятно. Поэтому не пожелал бы я ему этот терновый венец. Тем более что и в нынешнем статусе депутата он многое делает и еще сделает в интересах сограждан.

– Ну, и последний вопрос: а какая, в сущности, разница? Я сколько ни спрашиваю, людям все равно, кто будет губернатором. Может быть, я не у тех спрашиваю?

– Ну да, мы с тобой с этого и начали. Для активных людей, но далеких от распределительных труб, наблюдение за шагами региональной власти – это чисто эстетские вещи, медитация – наслаждение лотосом белым в закатных лучах. Зачем все валить на губернатора? Зачем уповать на него, возлагать все свои надежды и тем самым впадать в пассив и иждивенчество? В идеальном обществе власть – это модератор, а не единственный инициатор улучшений.

Ты как ответственный руководитель, я уверен, больше надежд возлагаешь на своих партнеров, сотрудников, коллег, единомышленников, на самого себя, на свои замечательные ивенты – премию «Главный герой», «Аграрную премию», «Строительную»…

– На которую ты, кстати, не пришел.

– (Смеется.) Ну, я же уже сто раз извинился. Все локти себе искусал...

Тэги:

Поделиться: