Современная поэзия

Уже около шести лет подряд один месяц в в году на филологическом факультете ОмГУ происходит нечто особенное. Из Словении приезжает профессор Наталья Арнольдовна Кузьмина и читает студентам трёхнедельный курс «Современная российская поэзия».

Я прослушала этот курс в 2014 году и повторно в 2018, чтобы проследить изменения. Они есть. В лучшую сторону. Приятно понимать, что даже доктор филологических наук всегда открыт новому и это новое охотно внедряет в свою уже с виду устоявшуюся программу. Но кому нужен подробный сравнительный анализ 2014/2018? Не буду долго на этом останавливаться.

Современная поэзия

Итак, сначала мы определяемся с тем, что называть «современная», «русская» и «поэзия».

Современная – от андерграунда 70-80 годов;

русская – написанная на русском языке и осознаваемая автором как русская;

поэзия – тексты, которые сам автор называет стихами/поэзией.

Это только один из способов трактовки этих слов, который избрал для себя преподаватель и предложил нам. Были споры. Я тоже не полностью согласна с ним. Однако продолжим.

После общих характеристик мы переходим к знакомству с отдельными авторами: с каплей в море современной поэзии. Удивительно, как много оказывается имён в перечне признанных литературоведением современных авторов. Однако ни одно имя порой не знакомо студенту, даже тому, кому до этого казалось, что он имеет представление о современном литературном процессе. Это представление упраздняется до понятия «сетевая поэзия».

Нам представляют нескольких знаковых авторов: Всеволод Некрасов (да, ещё один Некрасов), Дмитрий Александрович Пригов (обязательно с отчеством), Лев Рубинштейн, Генрих Сапгир, Тимур Кибиров (настоящая фамилия Запоев), Дмитрий Авалиани, Вера Павлова и др.

Пара слов об оказавших на меня сильное впечатление.

Современная поэзия

Всеволод Некрасов – автор «поэзии междометий». Меньше слов, больше смысла. Требует вдумчивого ознакомления (как, в общем-то, любой хороший поэтический текст).

Современная поэзия

Современная поэзия

Современная поэзия

Современная поэзия

Самый популярный негативный отзыв о Некрасове: «Я могу так же». Однако смог именно он и сделал это виртуозно. Параллель можно провести с чёрным квадратом Малевича: смог бы кто угодно, а назвать это искусством осмелился только он.

Современная поэзия

Лев Рубинштейн – автор «поэзии на карточках». Оригинальное издание его стихов – картотека с отдельными строчками, расположенными в необходимом порядке. Вдохновляется словарными статьями, техническими инструкциями, учебниками, живой речью.

видео

Часто говорят: «Это не поэзия. Это игра». Однако автор пользуется всевозможными поэтическими приёмами: повторами, параллелизмом, ритмизацией. А ещё его тексты, возможно, как ничто иное отображают дух нашей эпохи. Фрагментарное мышление, смешение стилей, полифония реплик и персонажей, бесконечный сумбурный текст, и во всём этом спрятавшийся автор – это похоже на современного «Евгения Онегина» (помните, его называли «энциклопедией русской жизни»?).

Современная поэзия

Дмитрий Авалиани – автор «листовертней», так называемой графической поэзии. У Авалиани непревзойдённое чувство языка, доведённое до апогея в графической реализации.

Возьмём:

Современная поэзия

перевернём и получим:

Современная поэзия

Ещё несколько похожих произведений:

Современная поэзия

Современная поэзия

Современная поэзия

Поэзия? Почему бы и нет. Налицо новаторство, многозначность слова, отражение отношения к определённым явлениям.

Отдельно речь всё-таки идёт о популярных сетевых поэтах, вокруг которых сейчас куда больше шума: Вера Полозкова, Сола Монова, Ах Астахова, Ес Соя, Арчет и т.п.

Современная поэзия

                       Вера Полозкова

Говорить там, правда, оказывается не о чем. Здорово, что мысль, давно поселившаяся в моей голове, была подтверждена человеком, который профессионально специализируется на современной литературе: это массовая литература, отдающаяся отголоском в душе юных читателей, но ничего собой не несущая; в лучшем случае это поэзия удачного заимствования.

Подобные смелые незакостенелые дисциплины делают филфак филфаком. Цель курса сводится к воспитанию вкуса у образованной молодёжи, которая часто к последнему курсу делится на тех, кто мерит поэзию Пушкиным и тех, кто мерит её Полозковой. Им показывают: всё не так однозначно. Это ведь искусство.

И я рада показать более широкой аудитории, как у нас с ним обстоят дела.

фото: litcult.ru, vavilon.ru, vsevolod-nekrasov.ru, lechaim.ru, polit.ru, afisha.ru

Поделиться: