Мы пошли дальше и решили запустить проект #2012vs2018, в котором представители разных профессий делятся тем, что изменилось в их профобласти или в их жизни за эти 6 лет.

Первыми я решила задействовать организаторов концертов в Омске. Знаете ли вы, как много людей ежедневно занимаются тем, чтобы в нашем городе постоянно происходило что-то интересное и чтобы группы из нашего города и приезжие артисты (разной степени популярности) нашли свою аудиторию?

Я знаю. И хочу вас с ними познакомить. И заодно с тенденциями, которые они примечают на так называемом «концертном рынке».

Концерты Омск

Никита Романец, арт-директор фолк-бара «Викинг», свободный организатор:

В 2012 ходил на концерты (как местных, так и приезжих коллективов) и отчасти помогал их делать в качестве человека, помогающего с рекламой). В 2018 уже являюсь сам организатором как привозных, так и местных концертов, а также арт-директором «Викинга». С привозными рок-коллективами в 2018 стало посложнее, чем в том же 2012-2015. Люди стали намного меньше ходить на концерты, а вот группы стали приезжать чаще и больше.

Руслан Брущенко, директор агентства «Tamach Production», основатель хип-хоп бара «55 район»:

В 2012 году я приехал из Москвы и летом организовал свой первый поэтический вечер в кафе. Осенью мной была организована первая благотворительная акция «Добрые люди творят чудеса», которая до сих пор проводится регулярно и направлена на помощь детским домам.

В 2018 году я и моя команда занимаемся организацией вечеринок в собственном баре, также с 2015 года мы начали заниматься и продолжаем заниматься привозом артистов из других городов.

Концерты Омск

Александр Обухов, представитель «Booking Machine», арт-директор «Super Burger» на Ленина:

В 2012 я впервые пришёл на концерт. Это было выступление группы Alai Oli. Меня уговорила пойти моя одноклассница, а я, в свою очередь, уговорил маму купить мне дорогущий, по тем меркам, билет за 500 рублей. Концерт был в «Ангаре», и можно представить мои эмоции при входе внутрь этой махины, когда я увидел огромную сцену, много огоньков света и мощнейший звук. Сейчас «Ангар» не воспринимается чем-то сверхъестественным или даже большим клубом. С того времени я успел прокатиться по стране как со своими концертами, так и с организацией концертов других исполнителей. Но в 2012 это было бомбой. Осенью того же года, затусив с местными рокерами, я пошёл на свой первый локальный концерт местных групп в клуб, который уже никто и не вспомнит, даже я (это был какой-то мини-клуб между Цирком и Хлебозаводом, я даже не уверен, что он был на слуху). И пошла волна концертов, я открывал для себя новые площадки: «Рок-Клуб», «Бар Омских Байкеров» («БОБ»), «Pushkin pub» и т.д.

И вот, первое отличие: площадок в то время было гораздо больше, а сейчас мы ограничены довольно узким кругом. Сравнивая цены на билеты местных концертов (не приезжих групп), я вижу, что они не изменились, даже, мне кажется, стали дешевле. Люди почему-то не смогли смириться с мыслью, что хлеб стал стоить 25 рублей вместо 15, а молоко 35 вместо 20. Но это уже совсем другая история. К сожалению, стало меньше людей на концертах. Я до сих пор слышу почти что легенды о том, как в «Кристалле» бывало по 500 человек на локальном гиге, а в XL вмещали 300 тел и т.д. О причинах можно говорить долго, поэтому тоже не будем.

Из положительных отличий могу выделить разве что уровень звучания многих команд и отношение к звуку и выступлению в целом. Просто выступление под гитару уже никому не интересно, а когда ты устраиваешь целый перфоманс со зрителями – другое дело.

Могу ещё добавить, что принимать участие в концертах я начал только в 2013м году, а к 2018 году стал представителем одного из крупнейших букинг-агентств Европы – «Booking Machine», арт-директором «Super Burger» на Ленина и сотрудником «Megapolis Music». Стал делать концерты самостоятельно и помогать в организации концертов многих приезжих артистов.

Концерты Омск

Роман Семёнов, руководитель концертного агентства «МЕГАПОЛИС»:

Мы работаем с 2006 года, и к 2012 году уже имели за плечами довольно много проектов. Разница между двенадцатым годом и восемнадцатым в том, что сейчас на гастрольно-концертном рынке образовалась сверхконкуренция. В двенадцатом году было гораздо меньше концертов. А сейчас бывает, что в один день по три крупных гастрольных проекта. Постоянно появляются однодневные организаторы, которые думают, что здесь можно легко заработать, но потом исчезают так же быстро, как и появились. Возросла роль Интернета как промо-площадки и возросла доля артистов, которые раскрутились благодаря Интернету.

Концерты Омск

Никита Пляшко, руководитель концертного агентства «Горизонт событий»:

Я работаю с 2003 года. Еще тогда учился в школе, начинал с небольших локальных субкультурных мероприятий в маленьких клубах города. Потом в 2005-2006 начались первые концерты с приглашенными артистами из Москвы. Это были рэп-концерты, потому что мне самому нравилась и нравится до сих пор эта музыка, и я старался делать только выступления тех исполнителей, которых слушал и уважал сам. В 2012 году были концерты Басты, 25/17, Касты, Лок Дога.

Спустя некоторое время рэп стал главным музыкальным жанром страны: теперь это огромная индустрия, бизнес. В 2018 году одни артисты уже почти забыты, другие, наоборот, собирают стадионы.

Конкуренция между концертными агентствами существенно возросла, особенно сильно борьба ведется за топовых артистов. Так, к примеру, Басту, несмотря на долгие годы сотрудничества, в Омске уже делаю не я. Произошёл сдвиг в пользу крупных агентств и «оптовых предложений», когда один промоутер предлагает артисту большой тур на 10-20-50 городов… Чаще всего такие интересные предложения поступают от московских организаторов.

Далеко не всегда в этой системе остается место для работы регионального промоутера. Поэтому постоянно общаемся с коллегами из других городов, ищем новых артистов, делаем свои гастрольные туры, рассматриваем разные варианты, стараемся выстроить доверительные отношения с артистами, их менеджментом. Но даже в 2018 году я стараюсь делать в первую очередь то, что мне нравится самому, не превращать работу в конвейер.

Хороший пример – это группа 25/17, которая за эти годы сильно эволюционировала и превратилась в серьёзный живой музыкальный коллектив. Занимаясь их концертом в Омске, я всегда стараюсь сделать больше, чем требует коллектив: больше звука, больше света, флэшмобы, красивые фан-билеты и т.д. Мне нравится организация всего этого процесса, и хочется чтобы это, в какой-то степени, оставалось моим творчеством и не превращалось в рутину.

Павел Стародумов, арт-директор «Rock Cafe»:

2012 и 2018 года, в первую очередь, отличаются разнообразием стилей и аудитории. 2018 год на «полосе разгона» в плане разнообразия групп и гастролей (это скорее касаемо Сибири!). Гастролей больше и аудитория сама строит тенденцию, выбирая концерты, на которые покупает билеты. Инструменты для рекламы стали разнообразнее, что расширяет возможности, при правильном использовании, для оповещения целевой аудитории о предстоящем событии.

Концерты Омск

Никита Плиско, руководитель концертного агентства «Other Side»:

Лично я первый концерт свой сделал в 2014 году. Начал я с самого простого: это был Манагер – он же Олег Судаков, который участвовал в ГО и ещё нескольких проектах сибирского андерграунда и собирает стабильно по 40 человек в каждом городе – в любом городе, куда бы он ни приезжал. С такими проектами я начал работать.

Потом я привёз Сергея Летова с его инструментальными импровизациями. Там было побольше народу, было уже поинтереснее. Потом появилась идея привезти группы из 2007 года, которые были модные в своё время: я взял тогда Jane Air, Психею и 7 Расу. Я помню, ещё когда был XL, когда я ходил на эти концерты, они собирали 500-600-700 человек. В 2015 году я, конечно, понимал, что уже не будет такого ажиотажа вокруг них. Но учитывая то, что они приезжают редко, я подумал, что это будет интересно. Тем более подряд все стояли концерты, с интервалом примерно в неделю.

Концерты прошли… так себе. Даже Саша Растич говорит: «Зачем ехать группой?», если он один собирает 50-60 человек, а приехала группа – было 75 человек. Так же Психея. То есть мы тогда арендовали «Pushkin» в Нефтяниках, тоже у нас было около сотни человек. А привозил Фео, их вокалиста, с акустикой – было 80 человек. А у Психеи ещё и полный автобус аппаратуры, своя команда. Хотя можно было и в Омске поставить похожий аппарат. Всё-таки у нас есть место, где можно взять много хорошей аппаратуры.

А большинство групп, которые проще, но, тем не менее, больше собирают людей сейчас – Плохо, например, или Буерак – чуть ли не на стандартном аппарате могут сыграть. Затраты на аппаратуру минимальные.

То есть разница сейчас, по сути, только в том, какие группы сейчас собирают. Кто на волне, тот и будет собирать. Кто особо не засел в память людям в своё время, они перестают собирать.

Но конкуренции внутри города я не замечаю. С кем я общаюсь из организаторов – мы друг у друга группы не перетягиваем. Конечно, есть и монополисты. Если человек профессионал в своём деле, то он может устроить артисту весь тур по Сибири, даже находясь где-то в Москве. Круто, если он умеет это делать, конечно, музыкант будет с ним работать. Но я всё-таки сторонник того, что артисту всегда нужен человек из города, в который он приезжает.

Концерты Омск

фото: Егор Шелудков, Алефтина Черпакова, встреча ВКонтакте концерта 25/17 в Омске, Ольга Лебеденко, Анна Мощенко

Поделиться: