Я начал стрелять, когда мне исполнилось 5 лет. Отец первый раз взял меня с собой на охоту. Было это в Новосибирской области, охотились уток. Я и выстрелил всего пару раз, конечно, не попал, но впечатлений получил массу, потом постоянно просил, чтобы меня взяли с собой, причем мне было абсолютно все равно на кого отец идет охотиться, даже если на медведя. Кто-то может сказать, что пятилетнему ребенку рано еще охотиться, однако в нашей семье это уже традиция – моего отца в таком же возрасте начал приобщать к этому мой дед, я надеюсь поддержать эту традицию и взять своего сына Егора на его первую охоту, когда ему будет именно пять. Ведь уже в три года он проявляет интерес к стрельбе, наблюдая за папой на тренировках.
Стендовая стрельба — это своего рода альтернатива охоте. Около 90 процентов стрелков, являются заядлыми охотниками. Это объяснимо, ведь поохотиться получается несколько раз в год и непродолжительное время, а стрелять по тарелочкам можно когда угодно. Для меня стендовая стрельба очень быстро превратилась в отдельное и самое любимое увлечение. С одной стороны — это отличная тренировка перед охотой, с другой — это отличный вид спорта с, пожалуй, самой дружественной атмосферой на соревнованиях.
На охоте ради нескольких выстрелов готов ехать сотни километров на машине, а на стенд можно приехать в любое время и за пару часов пройти четыре серии по 25 мишеней.
Конечно, охота и стендовая стрельба совершенно разные вещи. Даже патроны разные: в охотничьих — 36 грамм пороха, а в спортивных — всего 28. И атмосфера совсем другая: на охоте ради нескольких выстрелов готов ехать сотни километров на машине, а на стенд можно приехать в любое время и за пару часов пройти четыре серии по 25 мишеней (стандартная тренировка). Но я, когда охочусь, делаю это не для навыков и точно не для результата. Я никогда не мог понять охотников, которые настреливают огромное количество дичи, хвастаются потом своими трофеями, хотя это их личное дело, конечно. Любимый вид охоты для меня — на уток. Я люблю сам процесс, это же такая романтика встретить рассвет на болоте, как говорят охотники — утиную зорьку, послушать музыку болота и затаиться в ожидании. Я даже не переживаю, когда возвращаюсь без «добычи». Удачная охота — это охота в хорошей компании.
Спортивная стрельба меня заинтересовала с первой попытки. Первые тренировки были на том самом месте, где сейчас находится спортивно-стрелковый клуб «Охотничья заимка». Только тогда все было по-другому: старая деревянная избушка, машинок для пуска тарелок всего четыре. Да и практически никто там не появлялся, только мы с отцом. Постепенно, под началом моего отца, «Охотничья заимка» превратилась в площадку для серьезных соревнований.
Мои первые соревнования были в 2004 году в Питере, чемпионат России по дисциплине «спортинг-компакт». Я до этого и не тренировался толком, на тот момент мой личный рекорд был 16 сбитых мишеней из 25. Обычно считается хорошим результатом, когда спортсмен в одной серии попадает как минимум в 22. Мой общий результат из 200 мишеней не был грандиозным, но в одной серии попал 21 раз и это была личная победа. Меня поразила атмосфера, царящая на соревнованиях — все дружелюбные, подходят, подсказывают, помогая справиться с ошибками в технике стрельбы. Люди, которые тебя совершенно не знают. И на деле, участие в соревнованиях по стендовой стрельбе помогает приобрести уникальные навыки, без которых в стрельбе хороших результатов не достичь.
Со стороны, кажется, что стрелять и попадать легко. Но это совсем не просто, не столько в физическом, сколько в моральном плане. Волнение особенно проявляется, когда ты отстрелял без промахов почти все мишени, тебе осталось две-три и ты понимаешь, что никак нельзя промазывать. Отсюда сумасшедший азарт и адреналин. Кто-то из спортсменов говорит, что у них нет мандража во время стрельбы. Я не верю, иначе зачем все это?
После первых соревнований я начал тренироваться. Системно: по три раза в неделю, с тренером. Хотя считаю, что в этом виде спорта, можно достичь успехов самостоятельно, без посторонней помощи, и знаю много примеров, когда самоучки добиваются больших результатов, главное — желание. Тренер дает базовые навыки, а потом — только опыт, только настрел. Я опыт получал, в основном, за счет участия в соревнованиях. Есть разные тактики стрельбы. Кто-то любит провожать и выцеливать мишень и только потом ее разбивать. У меня другая – чиркнуть по мишени, то есть встретить ее, держать по траектории и провести вперед, а потом, в зависимости от того как далеко она летит, выстрелить, чуть позднее или чуть раньше после чирка.
В стендовой стрельбе, когда ждешь очередь — волнуешься. И надо себя чем-то занять. Кто-то перебирает патроны, кто-то подкручивает чоки на дуле ружья, другие очки для стрельбы протирают. У меня своя примочка — я вставляю патроны и проворачиваю их в стволе, пока надписи на гильзах не будут расположены строго вертикально.
У меня несколько ружей, но «Беретта», которую мне давным-давно подарил отец, любимое. На все соревнования – только с ней.
Сначала стрелковый клуб планировался «для себя». Но так получилось, что стали приезжать друзья и знакомые, потом друзья друзей, и в период за две недели до открытия охоты у нас полный аншлаг. Это охотники восстанавливают навыки после перерыва. Я, кстати, первого признанного результата достиг именно здесь, на домашней площадке. Стал чемпионом области среди юниоров, хотя показатели были выше, чем у взрослых. Тогда я выполнил норматив кандидата в мастера спорта – выбил 167 из 200. Следующая цель «Мастер спорта», и не столько из-за звания, сколько из-за традиций. Каждый новоиспеченный мастер по стендовой стрельбе по окончании соревнований подкидывает свою кепку в воздух, а все желающие стрелки (как правило, не менее 20 человек) одновременно и беспощадно расстреливают ее. Последнее время ни в каких соревнованиях, кроме как на домашней площадке, я не участвовал, поэтому на звание мастера пока не настрелял.
Любимое ружье – «Беретта»,которую мне подарил отец много лет назад. Сейчас у меня несколько ружей разных марок, более современных, но с ними я только тренируюсь. А на соревнования, так же как и на охоту, я беру только ту самую «Беретту».
Когда стою на стрелковом номере, представляю себе реальных уток вместо мишеней. Как будто я нахожусь на охоте, тем более, что в нашем клубе это не сложно. Потому что прямо перед площадками находятся болота, где обитают дикие утки. Благодаря такому соседству, они совершенно не боятся выстрелов. К слову, правилами нашего клуба стрелять в этих уток категорически запрещено. Мы даже дисквалифицируем за это, правда, прецедентов еще не было, у нас сознательные члены клуба. Правда, некоторые от удивления допускают промахи по тарелочкам.