Приходят на консультацию родители с ребёнком. «С дочкой (сыном) что-то происходит! Грубит, не слушается, огрызается, хамит учителям, связался с дурной компанией». Перед глазами смущённый, робкий подросток. Слово за слово, задаётся вопрос: «А как вы его хвалите?» − «Мы говорим ему, что он молодец, что она умная, что она красивая…». Или: «А что, он сам не понимает, что нормально учиться − это нормально?!».

Идёт семинар для руководителей. «Сотрудник, наверное, не хочет работать, поставленную задачу не выполняет, объясняю, − не понимает» – «А бывает так, что вы его похвалили за что-то?» − «Нет, ну он же к нам работать пришёл, а не комплименты от меня выслушивать! Должен понимать, что делать!».

Семейная пара: «Он меня не любит!» − «Как вы это поняли?» − «Он должен был догадаться, что я не просто так с ним в тот магазин зашла, и полчаса у витрины стояла!».

Вы заходите в комнату и включаете кондиционер. Холодно – убавили, жарко – добавили. Вы регулируете. Вы не говорите кондиционеру – ты хороший, ты плохой. Не кричите на кондиционер, что он должен догадаться, что вам должно быть комфортно – для того и куплен. Не требуете от него читать ваши мысли. Вы регулируете воздействие, ориентируясь на свои ощущения. Сопоставляя свои ощущения со своим представлением о комфортной температуре.

Любая социальная группа − это система с обратной связью. Регулятор − исполнительное устройство – процесс – датчик − передатчик. Без обратной связи система или не работает, или перегорает.

Наша обратная связь с окружающими зачастую похожа на выставление оценок: принёс пятёрку, подготовил документ − молодец, сидит перед компом – бездельник. Оценка – это вердикт. Сухой осадок мыслей и чувств по поводу. А мы не в школе, и оцениваются не знания, а личность человека. И не каждый с такой внешней оценкой себя согласен. И поскольку телепатия доступна только специально обученным людям, то остальным приходится лишь догадываться, почему его назвали хорошим или плохим. Сказали «молодец», а человек слышит иронию в ваших словах. Не хотите, чтобы человек гадал – помогите ему понять.

Понять ваши чувства, ваши эмоции. Не «ты молодец», а «мне очень понравилось, как ты это сделал». Не «ты разгильдяй», а «я не понимаю, что мешает тебе собраться и сделать». Когда вы называете действия и качества человека, ваш разговор становится предметным, а не оценочным. Человек понимает, что он сделал или не сделал, но при этом он сохраняет свою самооценку. Ребёнок, жена, муж, сотрудник понимают, что вы расстраиваетесь, злитесь или радуетесь относительно их действий или бездействия, но их самих вы принимаете, любите, цените, уважаете.

На тренингах о мотивации очень часто можно слышать про Пирамиду Маслоу, но почему-то крайне редко про обратную связь. А без неё – не работает. Говорите с людьми. Дайте им обратную связь. Поделитесь своими чувствами, своим мнением, своим впечатлением. Это трудно. Но это работает.

Поделиться: