Проблема общая для города. Не то что бы никому ничего не нужно, просто многие собственники ТЦ считают что «для этого города» и так сойдет. Или слишком сильно считают деньги, жлобятся другими словами. Или ничего не считают, просто построили ТЦ, потому что была свободная земля, за которую тогда не надо было платить. Слепили из заборов и подручных материалов каких-то монстров, и думают что попрет.
Тяжелая тема. Потому что при кажущемся многообразии торговых центров, нормальных − едва пальцев на одной руке хватит. Почему-то так получилось, что под торговые центры приспосабливали какие-то никому не нужные помещения. А когда начали строить, то, как-то не сразу поняли, что строить нужно с умом. В результате практически все – «не до». Вот чего-нибудь «до» не хватает, кому-то высоты потолков, кому-то навигации, которую просто невозможно сделать в спонтанно построенном здании, у кого-то проблемы с парковкой. И почти у всех просто беда с маркетингом.
Ну и эта проблема уходит в историю. В историю дефицита торговых площадей и очередей из потенциальных арендаторов. Когда придет понимание, что то время прошло, что сидеть и грести арендную плату лопатой и взамен давать арендатором свободный доступ к ими же оплаченным помещениям и более-менее работающую канализацию? Не знаю, думаю, что время уже пришло, просто не все поняли. А когда начнут понимать, то может быть уже поздно. Это ведь не палатка, которую можно демонтировать и увезти на дачу к теще. Торговый центр − это в любом случае затратное хозяйство.
Тем не менее, рекламу дают практически все. Кто-то мало, кто-то побольше. Кто-то бьет на целевую аудиторию – арендаторов, не понимая, что это вчерашний день.
Но придут к вам арендаторы, ну посидят, какое-то время без выручки, поканючат, повымораживают скидки и убегут, бросив торговое оборудование.
И вот этот круговорот арендаторов в природе, он будет отнимать силы, средства, нервы. И вы будете заниматься только расторжением и подписанием договоров, и больше ни на что времени хватать не будет.
Есть редкие исключения, торговые центры, которые направляют маркетинговые усилия на привлечение покупательского потока, создание трафика. Пусть не всегда умело, но само движение в этом направлении − это уже прорыв. Огромный прорыв и, если это поймут арендаторы, то успех и процветание ТЦ в среднесрочной перспективе обеспечены. А если не поймут, то нужно постараться им объяснить. Или дождаться прихода тех арендаторов, которые поймут. Их с каждым днем становится все больше и больше.
Выдумывать не нужно, достаточно посмотреть за опытом в ближайшие более продвинутые города, адаптировать его и вперед. Розыгрыши, корпоративные газеты, современные сайты с мощным SMM, звезды, концерты, огромное количество инструментов. И кстати, есть один центр, который с моей точки зрения, делает правильные маркетинговые шаги и совершенно очевидно достигает результата – «Festival City». Несмотря на спорное расположение фактически между «Континентом» и «Мегой», понятно, что с арендаторами все в порядке. Но и расположение − это не ошибка проектирования, не ошибка стратегии, это форс-мажор. На самом деле у входа в ТЦ «Festival City» должен был находиться выход метро. Трудно представить какой трафик был бы в этом случае.
И по тому, что видно в городе, по рекламе, по акциям, по мероприятиям видно, что основная цель «Festival City» − создать трафик. Ну, или чуть скорректировать его, перенаправить от конкурентов. Ну а поскольку они все делают правильно, я уверен, что и с трафиком все в порядке будет, и арендаторы оценят. Если поймут, ну а если нет, очень рекомендую походить по другим торговым центрам, несколько дней подряд, посмотреть что там с людьми, с покупателями. А посмотрев, сесть тихо в« Festival City» и ловить новые акции, инициировать новые мероприятия и получать свою прибыль. Не забывая при этом оплатить аренду вовремя.
Более того, концепция «Festival City» предполагает не только создание трафика, но и удержания его. Делается все, чтобы в ТЦ было интересно и комфортно посетителю. Даже применение термина «посетитель» говорит о том, что «Festival City» заинтересован, прежде всего, в людях, в лояльных посетителях. Задача арендаторов — сделать из посетителей покупателей. Кто-то справляется, кто-то не очень, но хотя бы начинают делать шаги в этом направлении. Это важно.
Все для людей. И то беспрецедентное количество мероприятий, которые были проведены на территории «Festival City» за прошедший год. И те проекты, которые будут реализованы в этом году. И подход администрации торгового центра к вопросу питания − все говорит о проявлении заботы о людях. Как бы это не звучало, «Festival City» − единственный центр в городе, в котором есть несколько именно ресторанов. Не фуд-корты, как в других центрах, которые, кстати, не имеют перспектив в нашем городе, пока, во всяком случае. А именно рестораны. Японская кухня − «Зебры», пиццерия «Mama Mia», гриль и пиво – «Bar BQ», даже ресторан быстрого питания «MсDonald’s» — флагманский, объединяющий в себе все возможные форматы всемирно известной сети.
Скоро откроется ресторан авторской кухни «Chef&Chef». Единственный в своем роде. Это даже не ресторан, это место где можно приобрести полуфабрикаты высокого качества и ингредиенты. Также там можно поесть. Авторский ресторан в торговом центре — необычно. Для Омска — да. В Москве это распространено, особенно в хороших торговых центрах, типа «Времен Года», «Европейского» и «Смоленского пассажа». А что, на Левом берегу не живут люди? Им что, не хочется вкусно кушать, хорошо проводить время? И что для этого им обязательно ехать в центр? Кроме всего прочего ценовая политика ресторана очень лояльна. Ведь основной принцип «Chef&Chef» − хорошая еда не должна стоить дорого.