Буду краток: просто это моя жизненная позиция, кредо, если можно так выразиться. На мой взгляд, существуют два типа трудящихся «варягов» — специалистов, приезжающих в тот или иной регион.

Первый назовем условно «московским» типом менеджмента (говорю исключительно в негативном смысле). Мы о таких управленцах читаем в книгах, видим их в детективных или иных «мыльных операх», сериалах − это некий московский менеджер, назначенный работать в нефтяной регион. Он прилетает туда на самолете, иногда на своем, иногда на зафрахтованном компанией, со вторника по четверг напряженно работает, живя в гостинице, а в пятницу улетает к себе, возвращаясь только в понедельник.

Это нормальный вахтовый метод работы, жизнь «наездами». Город он видит только из окна автомобиля или с балкона люкса самой приличной в городе гостиницы. С людьми не общается, видит только документы (план по валу, вал по плану), цифры, факты, продажи. Полгода поработал в одном регионе, потом поехал в другой. Такой тип приезжего — заезжего менеджера есть, и он имеет право на существование. Но есть и другой подход, который исповедую (и даже проповедую) я. Можно было бы по-журналистски лихо назвать его «питерским» (противопоставляя московскому), но не буду. Пусть он зовется красиво: «ассимилирование и погружение в местность», причем у меня это происходит везде, где бы я ни жил и ни трудился. Объяснение очень простое: если я не буду благоустраивать жизнь вокруг себя, среду, в которой я живу и работаю, то мне, прежде всего, самому будет некомфортно. Мне кажется, это простые и очевидные вещи. Без погружения в жизнь, в культуру, в обычаи и реалии той местности, в которой ты живешь, все это невозможно.

Приведу простые примеры из своей собственной жизни, рабочей и профессиональной биографии. У меня был счастливый и плодотворный период, когда я работал на родине российской государственности, в старинном русском городе, на намоленной земле, именно там, куда впервые ступила нога Рюрика − в Великом Новгороде. И знаете, мог бы просто заниматься реформированием СМИ, телевидением, пиаром первого лица, предвыборными кампаниями. Все это было, но было и творчество, очень много творчества.

В 1862 году в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Этот величественный монумент стоит и по сей день на территории Новгородского Кремля. Так вот, мы на канале запустили цикл исторических рассказов о каждом герое, изображенном на этом памятнике, а там фигур, на секундочку, 128!

О каждом из этих исторических деятелей Новгородское областное телевидение делало видео-визитку. В увлекательной форме мы рассказывали о тех личностях, которые внесли вклад в развитие всей страны. Были потрясающие проекты с Новгородской епархией и множество других интересных культурологических историй, было и свое реалити-шоу, между прочим, народное во всех смыслах этого слова: выбирали «Лучшую бабушку области» и т.д.

В общем, я с головой ушел в изучение истории и людей области – и благодаря этому полюбил Новгородчину. Искренне и всем сердцем.

Работал я и на Северном Кавказе, и там всегда искренне интересовался обычаями и культурой всех тех республик, в которых мне доводилось бывать. С местными коллегами-журналистами мы запустили тогда проект «Лица кавказской национальности», где рассказывали о людях, которыми не только Кавказ может и должен гордиться, но и вся Россия.

Смотрите сами: если Дагестан, то это Расул Гамзатов, Чечня – Махмуд Эсамбаев, Осетия – Валерий Газзаев (и Валерий Гергиев!), Кабардино-Балкария – Юрий Темирканов (великий дирижер, живущий в Питере, вообще почетный гражданин Санкт-Петербурга!).

Параллельно с этим мы рассказывали о, скажем так, незаметных героях Кавказа (ведь в каждой республике полно порядочных людей). Я говорю об этом с таким знанием дела, потому что сам писал об этом и за свою публицистику о тех самых кавказских героях даже стал лауреатом международного журналистского конкурса «Золотое перо», который проходил в Чечне.

И мне было действительно интересно во всем этом разбираться! Находить истории о том, как в Хабаровске дагестанские спортсмены, совершая утреннюю пробежку, увидели, как загорелся трамвай, в котором люди из-за замкнувших дверей не могли выбраться. Ребята разбили окна, вытащили людей, спасли им жизнь.

Или история дагестанского мальчика Малика Ахмадова, которая потрясла меня еще во времена моей работы в Новгороде. Так получилось, что дагестанская семья Ахмадовых переехала в Новгород и привезла с собой сына Малика, который − вдумайтесь – находился на отдыхе в своих родных местах, увидел, что тонет девочка, и, не умея плавать, бросился ее спасать. Девочку спас, а сам, задержавшись под водой на восемь минут, пережил клиническую смерть и стал инвалидом в очень тяжелой форме, ему потребуются долгие годы дорогостоящей реабилитации, чтобы вернуться к полноценной самостоятельной жизни.

Когда это все случилось, именно новгородское телевидение первым придало историю огласке. Мы снимали фильм, сюжеты о Малике, бились во все двери и помогли отправить его в программу «Пусть говорят». Тогда о нем узнала вся страна. Десятки девчонок со всей страны присылали ему подарки, письма со словами «Малик, мы тебя любим, мы за тебя переживаем».

Теперь только представьте себе, насколько «тесен мир» в нашей огромной России: питерский журналист в Новгороде узнал об истории дагестанского мальчика, а потом волею рабочей судьбы оказался в Дагестане и смог рассказать об этом главе Республики. Тогда уже подключились и местные олигархи, Малику выделили деньги на лечение в Германии, он стал гораздо лучше себя чувствовать…

В нашей повседневной жизни, в любом месте, где бы ты ни находился, есть много интересного. Просто это нужно уметь увидеть, заметить, разглядеть.

Везде есть что-то свое, свои, выражаясь медиа-языком, фишки. Новгородская область – намоленная земля, где стоят до сих пор храмы и монастыри XII и XIII веков, потрясающая земля по своей энергетике! Северный Кавказ – это традиции, уважение к старшим, очень много того важного в воспитании, что можно было бы использовать и перенимать, не говоря уже про их мощный патриотизм. Ведь тот же телеканал «Архыз 24», который существует в Карачаево-Черкесии, построенный за рекордные 146 дней и вошедший в Книгу рекордов России, почему получился? Потому что все заразились с моей подачи этой мыслью – сделать самое крутое телевидение на Северном Кавказе, прославить свою республику, свой народ. Вернее, народы, потому что все пять основных национальных групп Карачаево-Черкесии (карачаевцы, черкесы, русские, ногайцы, абазины) участвовали в создании этого проекта. И каждый внес свою лепту, чтобы прославить «своих» тем, что Такое получилось.

И вот теперь я живу и работаю в Омске. Я вновь и вновь возвращаюсь к своей любимой «мантре»: кому будет лучше от того, что ты погрузишься в депрессию, ей пропитаешься и заразишь всех окружающих, каждое утро будешь вставать и нехотя идти на нелюбимую работу в нелюбимом городе сквозь множество разных препонов и преград? У тебя все будет валиться из рук, стакан всегда будет пуст, жизнь плоха, а покинуть Омск ты, наверное, хочешь, но не можешь.

Я знаю многих людей, которые с этим живут. Терпят. Страдают.

Но ведь есть и другой вариант. Мой. Когда с помощью инструментов, которые мне дает моя основная работа, можно действительно помогать людям, привлекать внимание к тому, что ты считаешь важным или к тому, что на самом деле является важным и значимым. В городе, где светит солнце по утрам, создавая тебе позитивное настроение. Если тебя что-то не устраивает, иди и пытайся изменить этот мир. Не какими-то «мощными» заявлениями, а ежедневной работой, потихонечку взбивая, как в известной сказке про лягушек, молоко в масло. Терпение и труд все перетрут, вода камень точит. Одним словом, если ты будешь работать изо дня в день, все у тебя получится.

Просто твоя работа должна создавать какие-то смыслы, «зарубки и отметины», которые позволят следующему поколению получить эту эстафетную палочку знаний. Сделать это не сложно, просто каждый должен начинать с себя.

Так было это и со мной одним весенним днем, когда я посмотрел в окно своего кабинета и вдруг задумался. Скорее всего, в этот день возле ОМЦ «Химик» шла подготовка к празднованию 55-летия со дня первого полета человека в космос. Я посмотрел, думаю, праздник, люди запускают ракету, и все это происходит на проспекте Королева. Потом вдруг – раз, щелчок в голове: «Так он же жил в Омске, работал в шарашке Туполева…». Начал пролистывать в голове, есть ли в Омске что-то памятное в честь великого советского конструктора? Нет! Снимаю трубку, звоню коллегам по Российскому военно-историческому обществу, говорю: «Слушайте, а давайте поставим бюст Королева на проспекте Королева, тем более, это и год пятидесятилетия со дня его смерти». И механизм заработал, в августе бюст встал перед «Химиком». И теперь мне приятно смотреть в окно, потому что каждый день возле бюста люди, которые читают изречения Королева на постаменте, фотографируются; в Нефтяниках появилось еще одно «место силы», зона притяжения. И пусть далеко не все из молодежи, делающей селфи на фоне бюста, в курсе, кто такой этот «дядя», но они могут прочитать о нем прямо здесь, в изножии бюста, а потом выйти в интернет, полистать его биографию – и все, с этого момента они знают что-то новое об Омске и России. Вот и все.

Нет в этом ничего особенно сложного, хотя пришлось мне пройти множество комиссий и согласований, но мне было интересно, правда! Я и дальше буду работать над реализацией тех проектов, которые считаю важными. Несмотря на то, что поддержки почти не получаю.

Наоборот, ранее близкие и знакомые мне люди спрашивают, почему я ставлю памятники, а не занимаюсь, например, «битвой за вырубаемые парки». Да я готов! Но есть два «но».

Во-первых, я хочу заниматься тем, в чем я разбираюсь. Во-вторых, а почему именно я? Почему не вы?

У меня на полном серьезе происходили диалоги, суть которых в сжатом виде я привожу ниже:

− Александр Александрович, Вы все делаете не так и не то! Почему Вы ставите памятник в то время, когда в другом конце города собираются вырубить сквер?! − Здорово, Иван Иванович, что Вы переживаете за сквер, а что сделали лично Вы для его спасения? − Как что?! Я обратился к Вам.

И это не шутка. Оказывается, есть огромная масса людей, которым нравится играть… в борьбу за передачу эстафетной палочки. Сами они ничего не делают, но считают, что другой обязательно «делает не то». Все это отголоски моей любимой темы под названием «Борцы без отрыва от монитора».

Сидят такие персонажи в интернете сутками напролет и им непонятно, зачем Малькевич поставил эти памятники. Наверное, «он поимел какие-то деньги!», в общем, «освоил», «украл» и обязательно «надругался». Не понять им, ведь, если не было ни распила, ни отката, тогда «зачем он это сделал?».

Отвечаю всем и сразу: да, вот такой я странный человек, трачу время и силы на общественную деятельность, только в уходящем 2016 году поставил в регионе пять памятников. Считайте (раз уж о Королеве шла речь), что все это ради того, чтобы мне было приятно смотреть на мир из окна своего кабинета.

Видеть хорошее не так сложно. Нужно просто «промывать глаза» по утрам, а не надевать розовые очки, просто адекватно смотреть на мир. Радоваться каждому дню, каждому мгновению.

Я в каждом городе, где находился, старался находить позитив, и везде он был. И уж поверьте, в восьмом городе России – Омске – этого более чем достаточно. Ну а уж то, что некоторые коллеги-журналисты, блогеры и иные упомянутые мной интернет (как правило)-«борцы» всего этого не видят… что поделать?! Тогда (чтобы закончить на яркой скандальной ноте) адресую им слова Владимира Ефимовича Семичастного о том, что даже свинья никогда не гадит там, где кушает и спит. Ругать – проще всего, СДЕЛАТЬ – куда сложнее, но гораздо приятнее. Особенно, когда видишь плоды своей работы, дело рук своих.

И понимаешь, что, на самом деле, от тебя зависит не так уж и мало. Просто нужно научиться обустраивать жизнь вокруг тебя. И тогда она наполнится смыслом. В том числе и дополнительным, тем, о котором, быть может, ты никогда и не подозревал.

Тэги:

Поделиться: