Почему к нам в регион не идут инвесторы? Все вроде для них – земли много, людей, то есть потенциальной рабочей силы тоже, географическое положение уникальное. И все-таки, почему инвестиций извне нет? А местные бизнесмены, как-то тоже не особо хотят вкладывать в местную экономику. Те единицы, которые ведут бизнес в городе и области, те, кто несмотря ни на что, продолжают развиваться сами и развивать регион, они настоящие Герои. И их становится все меньше и меньше.

А, может быть, они не идут, потому что их не пускают? Я помню случай, я тогда в Москве жил, представители турецкой компании «Рам Тиш Тиджарет», попросили устроить им переговоры с одним омским предприятием. Хотели турки производство в Омске организовать. А компания очень солидная, входит в топ 200 компаний мира. В Турции производят все, включая бытовую технику и автомобили. В России были представлены супермаркетами «Рамстор» и бытовой техникой «ВЕКО». Мечта, а не инвестор!

И переговоры состоялись. Я не присутствовал на них, но знаю результат, мне его огласили в Москве. Кроме каких-то обязательных условий, типа социальных моментов, контрольного пакета акций в совместном предприятии, отката по умолчанию, омичи попросили какое-то количество акций в головном турецком концерне. Вот так, а почему бы сразу Гейтсу не позвонить, у него не спросить про акции Microsoft, или там Цукербергу, например. Естественно, турки ответили отказом, завод построили, где-то в Центральной России и, в принципе, не прогадали. Это не единичный случай нестандартного поведения «топ-менеджеров» старой формации лично в моей практике. Кто от этого страдает − понятно.

У меня такое чувство, что инвесторов не пускают, вернее, создают такие условия, чтобы они не пришли, а еще точнее, не создают никаких условий, потому что боятся.

Боятся, что в регион пойдут деньги, и он станет более привлекательным, и на него обратят внимание более квалифицированные и профессиональные управленцы. Не хотят наши конкуренции, потому что не победят они в ней.

А ведь для того, чтобы инвесторы пошли, надо не только сделать регион привлекательным для них. Надо еще сделать так, чтобы они об этом узнали. Правда, здесь пусть маленькие шаги, но все же делают. И выставки неплохие проводятся, та же «Аграрная», которая летом. Правда, на этом перечень выставок сам собой закончился. Остальные делают в основном для галочек. Безусловно, увеличилось количество упоминаний в федеральных СМИ, причем не только негатива, что обычно для Омска, но и позитива.

Хороший пример я недавно узнал в Омском районе. Брал интервью у главы района Геннадия Долматова, он и рассказал и об инвестиционном совете, и о внушительной сумме внешних инвестиций. И это еще одна проблема — либо не рассказывают, либо рассказывают так, что никто кроме них не слышит. А народ? Он же тоже хочет знать. Знали бы о том, что происходит, о перспективах, может, и реже бы уезжали.

Поделиться: