Мы встретились с художественным руководителем студенческого театра моды «ОбраZ» Эммой Васильевой − Членом Союза дизайнеров России, доцентом кафедры «Дизайн костюма» ОмГТУ.
Что Вы можете рассказать о проекте «Образ»? Сколько он существует, откуда истоки, с какой целью вообще создавался проект?
1984 год считается рождением творческого студенческого сообщества − театра моды «ОбраZ» на кафедре «Дизайн костюма», в то время кафедры «Художественного моделирования». Именно тогда впервые и выделилась креативная часть учащейся молодежи, которая стала весьма необычно демонстрировать одежду студентов-модельеров. Это были театральные постановки, те значимые для института события, которые объединяли и собирали большое количество творческих талантливых людей, как на сцене, так и в зале. А конкретно манекенщики выполняли определенную задачу, как создание модного сценического образа. Яркая харизма тех первых ребят, которые в эту группу театра входили, задавала определенный характер костюма.
То есть, это был некий перформанс?
Близко к перформансу. Тогда еще спектакли не были перформансом или какой-то концептуальной зрелищной постановкой. В театре всегда были неординарные личности, интересные, художественно одаренные, и в большей степени − это художники в широком смысле этого слова. У всех людей креативного направления существует потребность в высказывании, потому впервые модные показы в Омске проходили с некой авторской подачей. Сегодня уже можно сказать, что мы занимаемся разными художественными практиками, в том числе и ставим перформанс. Каждый спектакль – это синтезированное действо из многочисленных составляющих и нюансов, для каждого показа своя тема, своя атмосфера, свои культурные коды и шифры, иногда и свой зритель.
Кто актеры вашего театра − каждый индивидуален или есть какой-то общий для вашего театра тип актера?
Всегда наши актеры-манекенщики отличаются на сцене запоминающейся внешностью или внутренним состоянием. Наверное, и в этом тоже долгая история жизни студенческого театра. Сообщество, тусовка, в хорошем смысле этого слова, состоит из неповторимых, интересных людей. От внутренних и внешних данных актера многое зависит, потрясающе, когда они совпадают. В этом случае получается какая-то очень крутая история, хороший «замес» идентичностей, которые в это сообщество собираются. Сегодня можно сказать, что есть своя «образная» эстетика, которая складывается из таких, казалось бы, простых ингредиентов как культура внешняя и некая культура внутренняя. Движения тела, мимика, модный костюм, качественно отобранная музыка, арт-видео графика, сценографические атрибуты – все это в целом задает интересную историю на сцене, эмоционально трогающую зрителя. Ребята, конечно, не профессиональные актеры и не актрисы, но и совсем уже не манекенщики и не манекенщицы, они существуют где-то на грани чувственной изменчивой атмосферы моды и театра.
Кто может принимать участие в ваших спектаклях? Пришел человек с улицы и говорит: «Я хочу быть в “Образе”» − или как происходит кастинг?
«Быть в “Образе”» − отличная фраза, мне кажется, это очень круто и актуально! В принципе, к нам может прийти «любой человек», если он неординарен и амбициозен. Но, есть «но». У моды и модного подиума есть свои законы, диктующие определенные критерии, как банальные данные манекенщицы: рост – не ниже 175 см. Вытянутые пропорции человека и модный костюм создают на сцене красивые силуэты, глаз стремится к гармонии!
Вы ездите по городам России, участвуете в каких-либо конкурсах?
Вообще гастрольные туры начались в конце 80-х годов, и первая победа Омской школы дизайна связана с выступление театра в г. Иваново. Коллектив много где гастролирует, участвует в интересных фестивалях дизайна, искусства, моды, ставя себе задачу пропаганды и продвижения омского дизайна. Это и контекст модного образа Омска. У нас сложилась собственная философия показов моды, которая очень интригует и заставляет размышлять зрителей о ценностях искусства и смыслах жизни. Очень ценно, что нас приняло сообщество профессионалов в области дизайна и искусства, которые говорят, что в целом уровень дизайна модных постановок театра – международный. Кстати, на последних гастролях, в Салехарде, зрителями была дана очень приятная оценка нашей работы: «Для нас это культурный шок, поскольку мы такого просто никогда и нигде не видели». К слову, студенческий театр моды «ОбраZ» является многократным победителем и обладателем пяти Гран-при Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей искусства в Воронеже, Перми, Москве, Екатеринбурге, Тюмени и других городах.
А как вообще в других городах принимают театр зрители с учетом, что это нестандартный формат для России?
Географические границы наших поездок дошли до Читы на востоке и до Канн на западе, городов в нашей копилке поездок немало. Не так давно театр вернулся из Салехарда, с другого конца страны, где был показан спецпроект «Перекрестки Цивилизаций» к юбилею МКК им. Шемановского. Мы специально этот проект создавали для их темы экспозиции о мировых цивилизациях. Это был спектакль из разных фрагментов о рождении, становлении, развитии, гибели разных цивилизаций. Местные зрители были совершенно не подготовлены к нашему формату показа, но очень тепло нас принимали. Хотя до середины показа было не понятно, нравится им или нет. Даже наши ребята после показа сказали: «Мы не знали, будут ли нам аплодировать?».
Все были в шоке?
Да, все так и сказали – все были в шоке! Говорят: «Мы не можем выразить свои эмоции!». Для первого зрителя наши проекты − другая эмоциональная история, другая планета с какой-то своей философией и жизнью. А в Салехарде своя космическая энергия, которой мы подпитались. Это поездка вдохновила нас на новый проект «Грани Севера», который в этом году увидят Омские зрители.
Какие планы у театра на будущее?
Мы очень сильно мечтаем, чтобы «тусовка» сообщества «Образ» перешла из формата студенческого театра в молодежный. И получилась бы новая городская легенда об Омском молодежном театре моды «Образ». Конечно, для этого нужна другая площадка с другими современными подходами к световому и музыкальному оборудованию, видео инсталляциями, трансформирующейся сценой и сценографическими атрибутами. И, конечно же, для этого нужно желание, в первую очередь, властей города поддержать нас, чтобы театр существовал в другом формате. Тогда бы появилась уникальная возможность рассказать всему миру о нашем городе и наших потрясающих дизайнерах. Для Омска это был бы еще один серьезный бренд. Ведь в Омске есть прекрасная кафедра «Дизайна костюма», где мы работаем и творим!