Умид Миргасанов рассказал, как надо смотреть, чтобы увидеть.

Знаете, как бывает − добьешься чего-нибудь, а окружающие сразу же выдумывают себе красивую фантастическую историю о том, что ты мечтал об этом всю свою жизнь и вот, наконец, добился поставленных целей. Звучит, конечно, красиво. Но в моем случае все было совсем не так. Я не мечтал в детстве и в юности о славе, известности и богатстве. Я мечтал лишь о том, чтобы жить, а не выживать. Это было пределом моих мечтаний.

В фольклоре моего народа есть выражение – «поймать звезду». Оно означает «стать настолько знаменитым человеком, что напрочь позабыть о своих старых связях и о себе таком, каким был до того, как стал известной личностью». Зазвездиться. Я звезду не поймал. По моему мнению, это произошло потому, что я, в силу своего характера, никак не могу забыть тех, кто был рядом со мной, когда я еще был самым обычным пареньком из самой обычной семьи.

У меня были тяжелые, сложные детство и юность. Семья, в которой я родился, была бедна, а потому была вынуждена во многом себя ограничивать. В том числе и в мечтах, потому что, когда вокруг столько земных проблем, на земле бы удержаться − где уж там в облаках витать! Поэтому-то и не выучился мечтательной науке, но стремление к лучшей, нормальной человеческой жизни никуда не девалось.

Я рано начал работать, потому что кроме как на меня семье было не на кого рассчитывать, и, работая, все время думал о том, что сделаю все, чтобы мои родные и близкие перестали выживать и начали жить, как того заслуживают.

Приблизительно в то время я увидел по телевизору фокус. Позже, по прошествии времени, я осознал, насколько этот фокус прост и примитивен, а сейчас, набравшись опыта, я уже даже не показываю его, поскольку знаю куда более интересные вещи, но тогда, в самом начале моего творческого пути, этот фокус показался мне просто невероятным, настоящим чудом. И мне ужасно захотелось повторить то, что сотворил телевизионный фокусник. Не просто ради праздного, женского любопытства разгадать секрет фокуса, а именно повторить. И я целую неделю, если не больше, потратил на то, чтобы добиться желаемого. Случись похожая ситуация сейчас, было бы легче − у меня есть все возможные ресурсы, откуда можно было бы почерпнуть нужную мне информацию, − но тогда ничего подобного у меня не было − я не знал, где искать и что именно мне нужно искать, поэтому рыскал везде, где мог. В конце концов, нашел в интернете секрет фокуса, заплатил за этот секрет, а потом еще пару дней потратил на то, чтобы набить руку. Это сейчас руки уже опытные, наработанные, а тогда руки вообще ничего не умели, поэтому важно было показать им, что к чему. Самую суть, технику подробно разъяснить и разложить по полочкам.

Когда этот фокус стал получаться, как должно, я решил показать этот фокус маме. Мама вообще не поняла, что произошло, но улыбнулась. Следующим моим зрителем стал брат. Брат уже понял и здорово удивился тому, чему я научился. Позже, уже в университете, показывал этот же фокус товарищам, но не в том плане, что − смотрите, ребята, я умею показывать фокусы! − а в том плане, что − смотрите, ребят, что можно! И кем бы ни был мой зритель, искра в его глазах, когда он видел мой фокус, была одной и той же. Это была любовь с первого взгляда. И так мне понравилась эта искра, что захотелось научиться новым фокусам, улучшить свое мастерство, чтобы видеть эту искру почаще.

Теперь, по вечерам, когда было свободное время, я начал заниматься этим делом всерьез. Стал основательно изучать новые трюки − фокусы с монетами, с купюрами, с игральными картами. Это самый начальный уровень.

Но теперь изучал уже не только ради того, чтобы просто уметь, но и для того, чтобы показывать людям, высекать ту самую искру. Ведь сказал какой-то мудрый человек − не важно то, что ты знаешь, не важно то, что ты умеешь, а важно то, что ты можешь показать. И мне понравилось показывать, понимаете? И все. Началось.

Я показывал то, чему учился, везде: дома, в университете, друзьям, на посиделках, даже в общественном транспорте. Первое время стеснялся, смущался, потому что лицо кавказской национальности в сочетании с колодой игральных карт формирует в сознании окружающих не совсем хороший стереотип. К слову, когда только начал заниматься фокусами, твердо решил для себя, что никогда не сяду за карточную игру. Вообще. Даже без материального интереса. Конечно, с моими навыками можно было бы неплохо заработать на этом, но можно было и пальцев лишиться, так что для меня правильный выбор был очевиден. Но окружающим-то ведь об этом ничего неизвестно. Вот они и думали обо мне невесть что. Смущали меня. Это уже потом я стал понимать, что людей вокруг много, каждый думает по-своему и под всех, как ни крути, не подстроишься, а ограничивать себя в удовольствии, которое можно получить самому и подарить другим, только потому, что кому-то оно может не понравиться, − глупо, ведь может случиться так, что понравится оно гораздо большему количеству человек. И я начал расширять границы своего мышления.

В мою голову стали приходить несвойственные до тех пор мысли. Мне стало казаться, что отличаться от других, возможно, вовсе не плохо, а даже, напротив, хорошо. Кроме того, я начал осознавать, что быть нормальным − скучно. У большинства людей есть свое понятие нормы, выходить за пределы которого − нонсенс. А ведь, помимо всего прочего, отклонения от общепризнанных норм выделяет из потока, способствует тому, чтобы тебя заметили, начали с тобой считаться. Так я начал отклоняться от нормы. И знаете − мне понравилось. Обратно, в норму, мне уже не хочется.

Постепенно мое увлечение, мое хобби стало приобретать стихийный характер. Я начал тратить на него огромное количество времени − приезжал из университета домой и 3-4 часа просто крутил колоду, т.е. перебирал колоду игральных карт всеми способами, какими владел. Оттачивал навык. Наконец дошло до того, что я начал делать по-настоящему серьезные вещи, вроде тех, которые показывают на своих выступлениях иллюзионисты. Это уже совсем новый уровень. И в какой-то момент мой хороший друг – Диана Егиазарян − начала ковырять меня в том плане, что пришло время начать работать на публику. Диана все время повторяла − а что ты теряешь? В конце концов, я и сам поверил − действительно, а что я теряю? Не сожгут же меня на костре, если выступление пройдет не так хорошо, как задумывалось? Попробовать-то можно, а там − как карта ляжет.

Нужная карта пришла достаточно скоро − у моих знакомых планировалось мероприятие, на котором должно было присутствовать много людей, и я позвонил им и сказал, что могу показать шоу. Конечно, строго говоря, то, что я умел тогда, сложно было назвать шоу, но суть передана верно − я дал им понять, что умею показывать фокусы, и хотел бы выступить на этом празднике. И, естественно, бесплатно. Знакомые с готовностью согласились. Да и кто бы отказался?

С технической точки зрения выступление прошло как по маслу. Еще бы! Целый месяц готовился, целенаправленно шлифовал свои навыки, чтобы все было, как полагается. Но вот с психологической точки зрения выступление прошло не столь удачно − очень сильно переживал, волновался, нервничал. Сейчас такого, к счастью, уже нет.

Теперь, когда я выхожу на выступления, я уже не волнуюсь потому, что говорю себе: «просто выйди, и сделай то, что ты умеешь – ничего сложного. Это разве сложно? Я думаю, нет».

Это единственное, что мне остается. Да и опыт сказывается. Но тогда пришлось здорово попотеть. Правда, наградой стало удовольствие, которое получил от этого выступления. Искр, которые меня привлекли в самом начале развития моего увлечения, было столько, что психологическое напряжение быстро утратило свою значимость. Понял, что старался не впустую.

С тех пор и начались мои публичные выступления. Бесплатные, а зачастую даже себе в убыток − нужно же было оплатить такси туда и обратно, реквизит, да и выглядеть надо было надлежащим образом. Не выйдешь ведь на публику в джинсах и в кроссовках? Надо было соответствовать. И я хорошо это понимал. Работал грузчиком, чтобы покрыть расходы, и совершенствовался в своем искусстве. Каждое выступление тщательно готовил, продумывал все до мелочей, вплоть до того, какие варианты ответа может дать зритель на тот или иной мой вопрос и как мне следует отреагировать на каждый из возможных вариантов. Это требовало много времени и сил. Но оно того стоило, потому что с каждым последующим выступлением у меня получалось все лучше и лучше. И главной моей фишкой было и остается то, что каждый раз показывал что-нибудь новое. То есть человек, пришедший посмотреть на мои фокусы сегодня, завтра увидит совсем не то, что было вчера, а совсем новое, необычное. И получит свою дозу позитива.

Отношения со зрителями складывались по-разному. В буквальном смысле. Я показывал фокусы везде, где мог, зритель попадался разный, поэтому, регулярно меняя места показов, я понемногу приучался правильно контактировать с теми, кто приходит на меня посмотреть. Это неоценимый опыт. Ведь общаться с человеком и общаться со зрителем − это совсем не одно и то же. Здесь своя специфика. Постепенно мой формат выступления приобрел свою изюминку. Исключительность. Есть фокусники, которые выступают пафосно и агрессивно в стиле «сейчас будет магия! сейчас будет чудо! трепещите!» У меня же все проще − позитивное шоу, ничего более. Приходя на мои выступления, человек не только видит удивительные и невероятные вещи, но и смеется, веселится. Это и есть изюминка − не шокировать чудом, а удивлять, смешить. Вообще, по здравому размышлению, будет ложью сказать, что эта изюминка нашлась быстро. Точнее, даже не так. Нашлась-то она быстро, а вот признание мое получила не сразу. Дело в том, что чувство юмора было присуще мне всегда, я люблю смеяться сам и смешить окружающих, но долгое время мне казалось, что юмор не укладывается в формат иллюзионного искусства. Это потом уже оказалось, что только показалось. Я осознал, что все рамки, ограничения, существующие в нашем мире, существуют только в наших головах, поэтому решил попробовать. И не прогадал.

Получается, помимо того, что зритель ждет от меня, я даю зрителю еще и то, чего он совсем не ожидал, и тот эффект, который получается в итоге, настолько меня радует, что словами не описать.

Постепенно завязывались новые знакомства. Ведущие, организаторы, желающие пригласить меня на какие-нибудь семейные торжества. Я был рад любому опыту, потому что опыт − это важно. И продолжал выступать бесплатно, лишь иногда брал символическую плату, чтобы окупить проезд и перевозку реквизита. Потом уже начал повышать плату, но плата по-прежнему оставалась слишком маленькой, чтобы можно было этой платой прокормиться.

Самым приятным моментом в моей деятельности стала перемена ко мне отношения моих старших, более опытных коллег. Профессионалы признали меня равным себе, а это дорогого стоит. Сейчас я работаю с людьми, которых всегда считал профессионалами, с которыми мечтал работать, которые дружески со мной общаются, а иногда даже в чем-то советуются. Для меня это показатель того, что мой труд и мой путь – не зря. И, конечно, стимул стремиться к большему.

От простого человека к иллюзионисту пролегает очень долгий и трудный путь. Я не переставал совершенствоваться и продолжаю совершенствоваться сейчас. Своей профессией я живу и дышу. В моем деле без этого никак нельзя. Чтобы выступление прошло по высшему разряду, чтобы в глазах зрителя зажглись те самые искры, которых я жду, нужно изучить огромное количество материала, пробовать новые направления, новые техники, новые практики. Самого себя исследую, изучаю свои возможности, пробую себя в разных областях, чтобы узнать − как далеко смогу зайти? И я не люблю козырять своими навыками и умениями, выпячивать то, что у меня хорошо получается. Глупо говорить о себе самому − пусть о тебе люди скажут, так будет намного правильней. Это вопрос к подаче материала − одно дело говорить зрителю «смотри, как я умею» и совсем другое говорить «смотри, чему можно научиться». Это дает зрителю возможность понять, что тому, что показываю я, может научиться, в общем-то, любой − было бы желание, а способ найдется. Вот что важно. Вот где настоящая ценность. А если обо мне все-таки будут говорить – «смотрите, как ОН умеет!» − это станет еще одним поводом порадоваться.

В какой-то момент я стал тем, кто я есть сейчас, но − я говорил об этом всегда, и буду говорить об этом впредь − это не предел моего развития. Я чувствую, что во мне есть огромный потенциал, который только начал открываться, и знаю, что все мои успехи − это всего лишь начало. То ли еще будет! В мире, из которого пришел я, было не принято мечтать, но стремиться не возбранялось. И я стремился. И стремлюсь. Я готов упорно трудиться, чтобы добиться нормальной, человеческой жизни для себя и для своих близких. Я работал грузчиком, руками, в поте лица своего, чтобы заработать деньги на свой реквизит, даже на свою первую карточную колоду, и готов работать дальше, если потребуется, но от своего устремления не откажусь ни за что на свете. И никакая слава, никакие деньги не изменят меня, не сделают из меня того, кого не смогут узнать ни мои друзья, ни моя семья.

Нужно верить в свои мечты, не уставать стремиться к чему бы то ни было, потому что только тогда мечта исполнится, только тогда устремление увенчается успехом, когда будешь верить в них искренне, будешь прикладывать усилия, чтобы претворить их в жизнь. Миллионер из трущоб – это не фантазии, это реальность. Так и вправду бывает. Если, конечно, искренне в это верить.

Фото: geometria.ru

Тэги:

Поделиться: