В Омске будет новый мэр! Это тренд последних двух недель в информационном пространстве нашего города. Общество на фоне этой информации как-то повеселело и стало напоминать человека, тяжело страдающего от запора и наконец избавившегося от мучений. Посветлев лицом на некоторое время, все вдруг осознали пришедший на смену новости вопрос – а каким будет тот, которого мы даже не будем выбирать, а которого нам назначат депутаты Городского совета?

Мне, как омичу, прожившему в городе достаточно долго, чтобы сделать вывод, невольно вспоминаются яркие моменты правления наших градоначальников эпохи демократии. Все они, несомненно, пытались делать что-то во благо омичей, но не всегда их интересы совпадали с чаяньями горожан.

Ярко отметился в своем правлении первый, назначенный президентом Ельциным мэр, Юрий Шойхет. Это был настоящий «рыночный» глава города, с самостоятельной позицией по всем вопросам. В частности, он не боялся публично осуждать губернатора по многим вопросам и критиковал того за вводимые дотации на хлеб и молоко.

Горожанам Шойхет запомнился тем, что при его правлении в Омске стали праздновать День города, а сам мэр даже умудрился прыгнуть с парашютом на одном из праздников. Кстати, в 1993 году любовь этого градоначальника к авиации привела к катастрофе. Во время празднования Дня города, легкий самолет, выполняя фигуры высшего пилотажа над Иртышем, разбился, воткнувшись в строящееся здание Дома печати (сейчас это торговый комплекс «Каскад»). Конфликт с губернатором Полежаевым привел к тому, что Юрий Шойхет был отправлен в отставку.

Первым, народно избранным омским мэром, в декабре 1994 года стал Валерий Рощупкин. Омичам этот мэр запомнился появлением и затем исчезновением первых в городе цветомузыкальных фонтанов и появлению на городских улицах чешских автобусов Karosa. А еще с этим градоначальником связана самая затяжная «война» с губернатором. Именно в его правление, компания «Сибнефть» ушла из города в область, прописавшись в Любинском районе. Битва за бюджет была масштабной, с подключением СМИ. Хорошо помню момент, когда с «болью в сердце» городские власти через подконтрольный им телеканал СТВ-3 объявили о том, что денег на заправку муниципального транспорта нет. Автобусы в огромном количестве не выходили на маршруты. На остановках омичи брали автобусы штурмом. «Маршруток» в то время не было. Огромное число людей шли на работу пешком, так как вместить всех желающих крохотное число ходивших по маршруту автобусов было не в состоянии. В память о тех временах у меня до сих пор висит разорванная в автобусной давке на две половины куртка. В 2000 году, Рощупкин ушел в отставку.

Следующим мэром стал Евгений Белов. Мне он практически не запомнился, так как в сравнении с предыдущими был, выражаясь языком классики, некой «Тенью отца Гамлета». Правда свой срок он отсидел в кресле градоначальника полностью и тихо растворился на просторах омского бизнеса, оставаясь в нем таким же малозначимым, как и на должности градоначальника.

«Крепкий хозяйственник и искушенный политик» – так отзывались лидеры мнения о мэре Викторе Шрейдере, возглавившем регион в 2005 году. Дела этого мэра были видны омичам: расширялись и ремонтировались дороги, обновлялся потрепанный со времен Рощупкина парк городских автобусов. Однако, как и все предыдущие мэры, Виктор Филиппович не увернулся от войны с губернатором. К слову, информационная война против Шрейдера была самой грязной за всю историю омских губернаторско-мэрских войн. В 2011 году Виктор Шрейдер покинул пост мэра и стал депутатом Государственной думы.

Ныне действующий мэр – Вячеслав Двораковский − «любимцем публики» не стал. Скорее наоборот. Разбитые в прах дороги, неубирающийся снег и прочие «прелести», сопутствующие деятельности нынешнего градоначальника, вызывают у населения, судя по комментариям в социальных сетях, не просто неприязнь, а лютую ненависть.

Теперь у нас будет новый мэр. И, исходя из того, что выбирать его будут не простые омичи, а некая комиссия, поэтому бы хотелось помечтать о каких-то достоинствах будущего градоначальника. Чего, на мой взгляд, не хватало всем предыдущим омских «головам» − так это открытости, смелости в общении с простыми людьми, мужества посмотреть в глаза тех, кто тобой недоволен. И знаете, в этом отношении меня очень заинтересовал мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Связавшись с его пресс-секретарем Викторией Мкртчян через социальную сеть, я получил мгновенные, исчерпывающие ответы на все мои вопросы. И вот какие качества я бы хотел видеть в своем будущем мэре.

Главное качество, по моему мнению, у человека этой должности − открытость. Мэр Екатеринбурга – очень открытый человек. Каждый из сограждан Евгения Ройзмана может без проблем, подчеркиваю, без проблем и переадресаций на какие-то службы записаться к нему на прием. Каждую пятницу мэр Екатеринбурга осуществляет прием сограждан. С 9 утра и, внимание, до последнего посетителя. Каждую субботу мэр Екатеринбурга, невзирая на погоду, совершает пробежку, к которой может присоединиться любой желающий. Забег начинается в 10 часов утра от резиденции губернатора. Однажды, немецкие туристы, узнав о пробежках мэра, решили убедиться в честности этой субботней акции. И были приятно удивлены, что ровно в 10 часов утра в указанном месте появился мэр в спортивном костюме и побежал вместе с согражданами, попутно отвечая на их вопросы. Согласитесь, нестандартная и очень полезная форма общения с гражданами. Забег вдоль набережной длится 2-3 км, а иногда и больше, если подберется тренированная компания. Кстати, желающих совершить пробежку со своим мэром, набирается иной раз до 400 человек. А затем наступает еще одно очень нестандартное, но очень демократичное действо: все пробежавшие отправляются со своим главой города пить чай в здание мэрии. Причем ни у кого не спрашивают документы на входе. А к чаю всегда есть пироги. Их выпекают и привозят в мэрию горожанки, которым в свое время помог Евгений Ройзман. Такая вот замечательная традиция.

Вот такого, открытого мэра, я и хочу.

P.S. А еще, Евгений Ройзман очень активен в социальных сетях. Причем его активность ничего, кроме как уважения не вызывает. Дело в том, что он публикует на своей странице краткое содержание его встреч, показывая, какие вопросы ему приходится решать.

Вадим Андреев

Вадим Андреев

С позволения Евгения Вадимовича публикуем результат одного дня работы с посетителями, написанный им самим:

Жил в Екатеринбурге один бандит. Дерзкий и отмороженный. Фамилия на слуху. Убили, конечно. И вот передо мной сидят бабушка с внуком, и я смотрю в карточке фамилию. Иди, говорю, Миша, погуляй, я с бабушкой поговорю. Что, говорю, его сын? Она говорит: «Ну да, 12 лет уж ему». Я говорю: «Видно, что он хороший парень». Она говорит: «Пока да, но я с ужасом жду, что те гены проснутся». Переговорили с парнем. Совершенно искренний, интерес вызывают мотоциклы. Мало того, что уже умеет ездить, понимает, что как устроено. Вот за это и попробуем зацепиться.

А потом еще девчонка зашла и говорит: «У меня с сыном проблемы». Потом оказалось, что сыну 16 лет, он ее запугивает и бьет. И самые ласковые слова для матери: «Сдохни, тварь». А живут вдвоем. Она пыталась его выгнать из дома, в результате он ее выгнал, и она жила у чужих людей несколько дней. Причем оба социализированные: она работает, он в школу ходит. Решали, как помочь, Шумилов Александр предложил очень остроумный способ. Когда сделаем, расскажу. Если все получится, он больше никогда не будет маму обижать.

Потом подряд две делегации. Банкротство ЗАО «Тяжпромэлектромед», год зарплату получить не могут. И большое банкротство «Гипродор НИИ», там 80 человек и тоже долги за год. И там, и там есть решение суда, но никто не платит, потому что денег нет. А вообще «Гипродор» обанкротился в нескольких городах: Хабаровске, Барнауле, Екатеринбурге, Питере и других. Везде остались недоделанные объекты.

Потом женщина пришла, ситуация хоть вой. Живут вдвоем с сыном. Хочет приватизировать двушку. Но я, говорит, не могу приватизировать, потому что как только приватизирую, сын свою долю продаст кому ни попадя и меня выгонит. Я говорю: «Не приватизируйте, живите так». Она говорит: «Но, если я умру, сыну ничего не достанется». Я говорю: «Тогда приватизируйте». Она говорит: «Но, если приватизирую, сын меня выгонит». Вот так и живем.

Вадим Андреев

Вадим Андреев

А потом пришла женщина. Бедно одетая, работает кондуктором. У нее месяц назад опека изъяла двух сыновей. Одному 6, другому 11. Она ходит к ним, общается, пытается забрать. Ей не отдают. Готовится суд по лишению. Она говорит: «Да, я бедная, но дети в школу ходили, накормлены, чистые, все зашито-заштопано. Я ушел, чтобы она не слышала, и позвонил директору детдома. Она говорит: «Ребята нормальные, старший за младшего заступается. Она ходит каждый день и просит их отдать, а мы не можем и ждем суда». Я говорю: «Почему забрали?». А он помялся немножко: «На нее родственники написали заявление, что она психически ненормальная, и должна быть экспертиза». «Охренеть» − говорю. Вернулся в кабинет, расспросил. Оказывается, живут в трехкомнатной квартире она, мать и старший брат. И она со своими двумя мальчишками родне докучает. Насколько я понял – мать написала. За жилплощадь борются.

И еще женщина пришла. Нашла мужика пожилого после инсульта, который живет на лестничной площадке. Оказывается, что он когда-то заработал трешку. Дети, которые в своей жизни еще ничего не заработали, настояли разделиться. Продали. Один купил комнату, другой машину, а отцу купили даже не комнату, а долю в трехкомнатной квартире. Там его естественно никто не ждал, и жить ему там не дали. Случился инсульт. Он выписался из больницы, попытался вернуться. Не пустили. Эта женщина помогла ему сделать все документы и выиграть суд по вселению. Снова не пустили. И она пришла к нам. И ведь ни дети его, ни другие родственники, а совершенно чужая женщина. Постараемся помочь.

Меня удивляет то огромное количество людей, которые тратят всю энергию не на то, чтобы заработать и купить, а думают, как бы ловчее оттягать у собственных родственников.

Последнее время очень много народу идет с жировками. Еще одна системная проблема. С нового года за тепло стали выставлять вообще другие суммы. Связанно это с изменением расчетов. И у женщины за «однушку» насчитали 8900 рублей. А пенсия у нее 8400. И таких много. Просто спрашивают: «А как жить?». А я знаю? Ну, будет совсем край, всегда найдите меня, что-нибудь придумаем.

Потом пришла женщина и давай меня стыдить: «Транспорт дорогой, билеты по 28 рублей». Я говорю: «Ну уж по 28, в среднем по Екарте с учетом всех льготников получается в районе 20, а по Вашему льготному гораздо дешевле». Она говорит: «Да? Почему в Крыму все пенсионеры, ветераны и другие льготники ездят бесплатно, а мы платим? Почему?». Я говорю: «Именно потому».

А потом пришел человек. Притащил хорошие новые книжки для детской библиотеки в ОДКБ №1. Приходили люди с разными идеями. По деткам-аутистам, по разным мероприятиям.

А уже вечером приехал Андрей Агафонов председатель федерации мотоспорта и сказал, что заберет Мишу к себе, приставит к делу и поможет подготовить тренировочный мотоцикл. Вот так и закончился этот день.

Тэги:

Поделиться: