Тренд последних нескольких месяцев в сети – делиться друг с другом постами о несчастной судьбе различных Гуру от психологии и «разоблачениями» Великих Бизнес-Тренеров. Работодатели с гордостью сообщают, как после запрета на всякие «коучинги-шмоучинги», у них рванула производительность труда. Бизнес-тренеры и прочие инфо-коучи реагируют на это по-разному. Кто-то впадает в депрессию и задумывается о смене профессии. Кто-то начинает заявлять недовольным клиентам, что они «совершенно не понимают сути» и «лох − это судьба». Кто-то просто едет в следующий город. Самые продвинутые срочно продают тренинги для бизнес-тренеров под условным названием «как продавать, когда ты уже никому не нужен и тебе уже никто не верит».

В общем, все при деле.

Есть старая легенда. Перед началом Великой Депрессии мультимиллионер Джон Морган за несколько часов до очередного биржевого кризиса сбросил акции компаний-аутсайдеров. Моргана обвинили в манипулировании рынком. «Как вы догадались, от каких активов надо избавляться?» − спрашивали его. «Какие манипуляции? Что за чушь вы несете! − возмущался банкир. − Просто каждое утро я чищу ботинки у одного и того же мальчишки. Накануне он похвастался, что прикупил по сходной цене акции железнодорожных компаний. Вот тут-то я понял, что раз на биржу приходят чистильщики, ловить там нечего и пора выводить капитал».

С бизнес-тренингами и тренингами «личностного роста» выходит примерно та же история. Сначала Щедровицкий, Цзен и Пахомов, Тарасов и Рыбкин. Ну хорошо, пусть даже Козлов. В конце два студента-первокурсника в раздевалке фитнес-центра рассказывают друг другу как открыть инфоканал на ютубе по перепродаже китайских игрушек.

Допустим, человек записывается на семинар по «бесконтактному бою»… Хорошо, просто в секцию бокса по объявлению «за неделю мы сделаем из вас Костю Цзю!». Приходит и видит, что плакат с автографом Кости висит на стене, так что вроде всё по-честному. Покупает перчатки. Посещает три лекции по технике бокса с демонстрацией. Покупает у тренера диск с видеоматериалами для самостоятельного изучения. Один раз получает консультацию у тренера о правильном положении рук и ног. Выходит на улицу, гордо повесив перчатки на шею, и в тёмном переулке огребает по башке бутылкой. После чего пишет возмущённое письмо в газету «Советский спорт» на тему «обман весь этот ваш бокс».

Чего хотел человек? Научиться боксу? Вряд ли. Получить впечатление, что научился? Пожалуй. Кого он обвинит в получении увечий в подворотне? Кого угодно, только не себя. И, прочитав в новостной ленте о том, как чемпиона мира по боксу отоварили битой на заправке, укрепится в своём мнении – «обман весь этот ваш бокс».

Тренера, коуча, психолога – возводя на пьедестал очередного Гуру, мы неосознанно наделяем его чертами «Бога-Отца». «Отца», который решит все проблемы, позаботится о будущем и всё будет хорошо. Но Отец − не Бог. И даже не Дед Мороз. И когда вместо ожидаемой в своих мечтах машинки на дистанционном управлении, человек получает конструктор «Сделай сам», то у кого-то разочарование трансформируется в обиду, а обида конвертируется в злость. Ещё обиднее вариант, когда «Дед Мороз» весело играет перед публикой своей личной машинкой и красочно объясняет, почему тот конструктор вы должны купить сами, и именно у него. «Но ты же обещал!» звучит крик. «Ну, так машинка – вот она!» − звучит в ответ. «Так ведь в подарок?!» − «Подарок ждёт тебя в виде бесплатного бонуса, доступного по ссылке на моём сайте!» − «Ну хорошо, тогда хоть отмотивируй меня, похвали меня, скажи, что я хороший, ты веришь в меня и у меня всё получится!» − «Я верю в тебя, сын мой/дочь моя! Ты — мо-ло-дец!».

Позиция инфанта – «любите меня, ведь я самый лучший, поэтому вы должны всё сделать за меня и для меня, потому что сам я ничего не могу, но никогда себе в этом не признаюсь».

Ребёнок учится играя. Игра − это весело, это увлекательно. Игра − это вовлечение и развлечение. Делаем акцент на развлечении, устраиваем из обучения шоу. Нравится? Нравится! Но проблема в том, что принципы обучения взрослых и детей разные. Взрослым важно, чтобы новые знания соотносились с их реальным опытом. Детям важно, чтобы было весело. Развлечение продаётся лучше. Чтобы развлекать, нужно упрощать. Простое становится доступным. Доступное становится массовым. И в итоге, как сказал один мой товарищ по этому поводу, пошлым. Так, следуя за потребителем, профессионал становится шоуменом. А взрослый, пришедший на тренинг, вдруг обнаруживает себя на утреннике в детском саду.

Ребёнок копирует поведение родителей. Но на игрушечной плите не приготовишь борщ. На игрушечной машине не съездишь в другой город. Самолёт из палочек не взлетит, даже если очень похож на настоящий. Можно даже стащить целиком весь самолёт, но чтобы взлететь, и главное – долететь куда нужно, требуется опытный пилот.

Поделиться: