Отслеживать тренды − часть работы. Как бы они не были далеки от Сибири и от понимания маркетинга здесь. Потому что, хотим мы этого или нет, но развиваемся мы все-таки в соответствии с мировыми законами. Пусть даже медленнее и с отклонениями. И сейчас тренд на снижения влияния креатива в маркетиге. Большие данные постепенно, но стремительно убивают креатив как таковой.

А ведь совсем недавно на креатив молились. Считали, что это основа всего, и платили за него огромные деньги. Правда, не у нас, а у них. Но и у нас уже начали понимать что креатив нужен, даже стали платить за него тысячу рублей, и, казалось бы − вот оно будущее для всех творческих личностей. Вдруг − бац, и приходит время статистики, время Больших Данных. Время математических моделей и метрик. Аргумент один − теперь мы можем знать не то, что люди могут сказать или подумать, мы можем знать, что люди делают. Какие конкретно они совершают действия и, конечно, построить маркетинг на математической, точной модели. Без догадок и домыслов, точно. Мечта любого заказчика − «скажите мне, сколько конкретно клиентов получу, и сколько конкретно товаров продам, в результате этой вашей маркетинговой активности». Не имидж, а продажи, и это завораживает.

Счастливые Бахи, Шопены и Айвозовские творили в эпоху, когда не было Big Data. Иначе взяв на вооружение Большие Данные, какой-нибудь импресарио или галерист им сказал − «Зачем мне ваши симфонии, вы мурку давайте, ее люди хотят, вот у меня и доказательства есть». Я уже молчу про Малевича, ему и его «Черному квадрату» точно ничего бы не светило. Как можно так небрежно обращаться с творчеством? Как можно оцифровать талант, вдохновение? В цифры можно уложить эффективность, творчество − никогда.

Просто я считаю, что все продвинутые маркетологи ошибаются, используя аргумент, − «мы точно знаем, что человек делает, а не то, что говорит»

Опять же нельзя сказать, что творчество не продает. Продает и еще как, и доказательств этому великое множество. Просто я считаю, что все продвинутые маркетологи ошибаются, используя аргумент, − «мы точно знаем, что человек делает, а не то, что говорит». Конечно, вы знаете, что он делает, но вы не можете знать, что он СДЕЛАЕТ или что он ХОЧЕТ сделать. Потому что он и сам может этого не знать. Он может это узнать, только если кто-то или что-то заставить его подумать. И чем сильнее будет эмоция, чем она будет глубже, тем вероятнее, что он сделает именно то, что от него хотят. Рано или поздно сделает.

Все-таки − эмоции. Все-таки искренность. Все-таки креатив. Так думаю я. И несмотря на то что метрики мне говорят, что текст-скандал «заходит» в разы эффективнее, чем текст-откровение, я продолжаю писать так, как верю. И я убежден, что прав, дело не в том, сколько людей прочитает текст, а в том КТО эти люди и КАК они прочитают. И от этого зависит, что они сделают или не сделают. Так что рано хоронить творчество. В конце концов, мы люди. Мы не роботы.

Поделиться: