Именно этот путеводитель, получивший потом из-за своего оформления название «Красного путеводителя» Мишлена, является самым старым, самым известным и самым влиятельным гидом в мире европейской гастрономической географии. Содержащиеся в этом путеводителе оценки ресторанов (от одной до трех звезд) являются символом очень высокого признания заслуг того или иного гастрономического заведения. Путеводитель не имеет права на ошибку. Его репутация практически безупречна.

Даже «юбилейный» скандал 2000 года, связанный с «неожиданным» для экспертов увеличением количества трехзвездочных ресторанов с 20 до 22 штук, не смог пошатнуть позиции старейшего гастрономического путеводителя Европы. Три звезды означают, что ресторан заслуживает специальной поездки.

Кухня, вино, обстановка, обслуживание и счет(!) будут на исключительном уровне (детей в трехзвездные заведения обычно рекомендуется не брать). Попасть в некоторые трехзвездочные рестораны можно только по предварительной записи, причем записываться нужно за месяц-полтора. Две звезды указывают на то, что ресторан заслуживает благосклонного внимания, даже если находится немного вдали от вашего маршрута. Кухня и сервис будут первоклассными, если не сказать идеальными. Одна звезда означает, что если ресторан встретился на вашем пути, вам стоит его посетить. Однозвездочные рестораны гарантируют высококлассную кухню в приятной атмосфере. Отдельно маркируются «незвездные», но заслуживающие «упоминания» заведения. Таким образом, вся классификация является четырехсоставной. Значит ли это, что за рамками мишленовского рейтинга нет изысканных ресторанов с упоительной кухней? Безусловно, нет. И мишленовский путеводитель предостерегает своих «пользователей» от предубеждения против «не рейтинговых» заведений, отмечая вместе с тем, что рестораны, увенчанные звездами Мишлена, − это роскошь, в то время как просто изысканные заведения с великолепной кухней − насущная повседневная необходимость.

И наконец, вопрос о том, появятся ли рестораны со звездами в России. Возможно, я думаю, но есть один фактор, который затрудняет этот процесс. Все ингредиенты и продукты должны производиться либо выращиваться в радиусе 80 км от ресторана. Что естественно затрудняет работу. Хотя возможно, на юге России, в Сибири или на Дальнем Востоке подобный проект и возможен. Ведь важно не только «взять» подобную высоту, но и с достоинством ее удержать.

Поделиться: