Возможно, кто-то еще не знает, правд много, не одна и не две. И какая из них станет достоянием общественности, то есть самой главной правдой, − почти полностью зависит от пиарщика. От его профессионализма, от его расторопности и от его связей. К сожалению, сейчас крайне мало людей в этой профессии, которых можно было бы назвать профессионалами. К сожалению, эта профессия, как и многие другие, испытывает кадровый голод и, как следствие, «кризис жанра». С одной стороны это связано с низкой культурой бизнеса и непониманием самой сути профессии бизнес-сообществом. С другой стороны − очень низок статус в глазах самих пиарщиков. Они сами себя так позиционируют − что-то между секретарем и офис-менеджером. Но все-таки основная проблема − это деньги. За работу пиарщику не хотят платить, считая его скорее статьей расходы, чем человека, который может приносить доход.

Когда мы говорим о престиже профессии, мы почему-то подразумеваем рабочих, аграриев, ремесленников, и совершенно не имеем в виду маркетологов или пиарщиков. Как бы предполагая, что престиж в этих профессиях на высоте. Нет, он стремится к нулю. У меня две визитки − одна главного редактора, и одна − директора рекламного агентства. Первую разбирают охотнее. Перед пиарщиком принято закрывать двери, в него можно бросить телефоном, к нему на встречу можно опоздать или не прийти вовсе. Хотя именно он влияет на формирование имиджа, в том числе и людей, которые кидают в него телефонами. Именно от пиарщика зависит, какой вариант правды о вас узнает человечество, тот который хотите вы, тот который есть на самом деле или тот, который решит рассказать пиарщик. Я уже молчу о корпоративных пиарщиках, которые находятся внутри компаний, и которым часто не могут определить места. То есть сами собственники не совсем понимают, что им делать с пиарщиками. То ли послать их машину разгружать, то ли в химчистку.

Именно от пиарщика зависит, какой вариант правды о вас узнает человечество, тот который хотите вы, тот который есть на самом деле или тот, который решит рассказать пиарщик

И конечно образование. Это беда, общая для всех профессий, но для пиарщиков особенно. Далеко не все преподаватели знают, что это такое, еще меньшее количество имеет опыт, реальные навыки работы «в поле». Их кейсы, если они есть вообще, в основном взяты из интернета и даже не проанализированы. Как результат − толпы активных и не очень выпускников с дипломами и с полным отсутствием понимания, что делать дальше. Или идти в компанию, в которой так же не понимают, что делать, или устраиваться за три копейки в агентство, в котором реально можно научиться чему-то полезному. Только силы кончаются, есть хочется, и немного «подрощенный» специалист начинает искать себе лучшей доли, как правило, в Москве. Страх и ужас может увидеть в моих глазах новоиспеченный пиарщик, когда я получаю от него ответ на вопрос «что вы читали, когда учились, каких авторов, что вам рекомендовали?». Чаще всего ответы невнятные, чаще всего люди, которых выпускают наши вузы, не знают элементарных вещей.

При этом я искренне считаю эту профессию одной из самых важных. И самых нужных. От пиарщика зависит очень многое и, прежде всего, от него зависит, что о вас и вашей компании будут думать окружающие вас люди. Ваши клиенты и ваши покупатели. И вы можете быть самым замечательным человеком с социально-ориентированным бизнесом и душой коллектива, но вас будут воспринимать, как пафосного чувака, который не здоровается. Вы можете жить в хорошем городе, нормальном городе, но все будут думать, что вы живете среди упырей и проституток, руководит городом тупица, а по улицам ходят пьяные медведи. Все, включая вас. И это тоже работа пиарщика − рассказывать. Все познается в сравнении, вот они и должны сравнивать и рассказывать, да еще так, чтобы поверили.

Всегда говорите клиенту правду, но не забывайте, что вы ему сказали

Каждый раз, когда я разговариваю с «новобранцем», я не учу обманывать, не учу лгать.Я говорю: «Всегда говорите клиенту правду, но не забывайте, что вы ему сказали». Считаю эту фразу своей, хотя не уверен, думаю все-таки, что не я ее придумал. Но кому это интересно? Лгать нельзя, даже во благо, в крайнем случае, можно промолчать. Но вот говорить правильные варианты правды − основная задача пиарщика. Причем говорить так, чтобы услышали. А услышав − запомнили. В этом нет ничего сложного, просто нужно любить свою работу. Нужно верить в то, что вот эта работа − она самая важная и самая полезная. Что вы помогаете хорошим людям узнать о других хороших людях или поступках. И, кстати, тех же хороших людей вы предостерегаете от встречи с плохими и злыми, которых тоже немало. Вот я люблю свою работу. И верю, что занимаюсь самым важным делом. Возможно, именно поэтому у меня и получается.

Поделиться: