Омск имеет все для того чтобы стать лидером в отрасли молока и молочных продуктов. И традиции, и в принципе неплохую репутацию, и хорошую учебную базу. И тем более обидно, что все чаще вспоминают наш город не по уникальному когда-то сыру «Омичка», а по набившему оскомину сыру «Косичка». И идентификатор наш – сгущенка «Любинского» комбината уже затерялась в ряду подобных. Хотя качество как было превосходным так и осталось. Знаю, пробовал.

Почему так происходит? Вроде бы в отрасли, в целом по стране, уже все поняли, что маркетинг и брендинг это обязательные условия. Поняли все, но по-разному. И если «Карат» работает с РА «Восход» и другими топовыми агентствами, то в Омске по-прежнему, хотят за 100 тысяч рублей, сделать ребрендинг, разработать концепцию и на сдачу «покрутить» на ОРТ. И по прежнему ответом на недоумение маркетологов служит одна фраза: «Нас и так знают, мы в отрасли с 1913 года». Кто знает? А даже если знают, смогут ли отличить ту самую любинскую сгущенку от какой-нибудь другой. И если отличат то готовы ли заплатить на 2-3 рубля дороже, только потому что это наша, родная?

Маркетинг, построенный на патриотизме, это здорово. Тем более, что патриотизм стал основной национальной идеей, но помогут ли георгиевские ленточки на пакете с кефиром продажам? Да и не в патриотизме дело, тут простая логика работает, молочные продукты это скоропорт, говорит наша историческая память. И все, что произведено рядом, имеет больше шансов быть свежим в глазах потребителей. Производители это понимают и делают акцент на made in Omsk. Но даже если представить, что не будет других производителей кроме наших, на полках все равно конкуренция останется жесткой.

«ВНИИМИ», «Любимово», «Лузинская крыночка», «Тюкалинский», «Лужайкино» — далеко не полный перечень торговых марок (не всех могу назвать брендами, язык не поворачивается). И ведь под каждой такой торговой маркой производится достаточно большой ассортимент. Набор «маркетинговых» приемов стандартен – кроме уже упомянутого «сделано в Омске», есть еще экологичное сырье, свои фермы, экологичная опять же упаковка, не восстановленное, цельное молоко. Как будто конкуренты делают из суррогатов и разливают в БУ тару. Никого не удивишь этим, уже давно. Старые же предприятия продолжают цепляться за прошлое и говорить – «Нам все это не нужно». Хозяин — барин. Но посчитайте сами, сколько продается продукции транснациональных и федеральных брендов? Только сами, без привлечения местных социологов, которые предоставят вам (за приличное вознаграждение) «достоверные» данные, что потребитель выбирает именно вас, и ваша продукция реально номер один в городе. Производитель принимает данные исследований за «чистую монету» и продолжает ничего не делать. К чему это приводит можно понять посмотрев статистику по закрытым, замороженным и обороченным предприятиям.

Как донести до производителей, что потребитель никогда не узнает о вашем продукте, если вы не будете о нем рассказывать или будете рассказывать не правильно

Из личного общения с одним из «лидеров» отрасли. Говорю – «У вас сайт устаревший», ответ – «Мы сделали его недавно, давайте обсуждать другие проблемы». Так это основная ваша проблема, если сайт гавно, то не важно когда вы его сделали, вчера или 10 лет назад, он не будет работать, потому что он гавно. Но ведь деньги потрачены, бюджеты освоены, и собственник снова не выделит средства на эту статью расходов. Но это же не мои проблемы, мне тоже ни к чему делать работу, которая в результате окажется никому не нужной. Смысл заниматься продвижением продукта, у которого нет бренда, или он лажовый. Самое обидное, что чаще всего сама продукция отличного качества. Но как донести до производителей, что потребитель никогда не узнает о вашем продукте, если вы не будете о нем рассказывать или будете рассказывать не правильно. Я могу понять, когда освоением бюджета занимаются госпредприятия, но когда частные? Вот это я понять не смогу никогда.

Но тенденция все же позитивная. Уже не удивляешься, когда видишь щиты с рекламой молочной продукции, удивляешься только тому, какие они безобразные. Но рекламы однозначно становится больше и она становится качественнее. Прекрасная визуализация сыров «Rokler» (завод Ястро), я правда не совсем понимаю зачем эта реклама у нас в таком количестве. Если местный производитель имеет федеральные амбиции, а он их имеет, то и работать надо на федеральном уровне. Вниимишка — детская «линейка» любимого когда-то мной «ВНИИМИ», самого прогрессивного в свое время производство. Много рекламы у Сибхолода, качество комментировать не буду, пусть каждый сам посмотрит на «бешеных коров» и сам сделает вывод. Единственное, что я скажу, я предпочитаю мороженное именно этой торговой марки. «Лужайкино» — вообще радость для моих глаз и моих мозгов. Я был на заводе, я знаю руководство и знаю кто там занимается маркетингом, и на этом наши отношения заканчиваются. Я к тому, что никаких коммерческих отношений между нами нет,и вряд ли будут, не потому что я не хочу, а потому что им не надо. У них и так все в порядке. И с брендом, и с продвижением, и что самое главное с качеством. И была у меня возможность провести независимое социологическое исследование, и есть желание поделится им с жителями города. Во-первых, абсолютно все опрошенные знают, что «Лужайкино» это молоко и молочные продукты, и то что это наш производитель. Во-вторых, безусловно всем нравится упаковка. И в-третьих, что на самом деле самое важное, люди настолько не сомневаются в качестве продукции ТМ «Лужайкино», что готовы платить за него больше. Пусть не намного, но больше. А теперь самое главное — ТМ «Лужайкино» один из самых молодых брендов в отрасли и за такой короткий срок они смогли обогнать многих конкурентов, если не всех. Я говорю, конечно же, не об объемах продаж и размерах выручки, а об узнаваемости среди потребителей. И то, что они постепенно вводят новые товарные группы и расширяют географию присутствия лишь подтверждает то, что они на правильном пути.

Продукт — это главное. Особенно если мы говорим о продукте питания. Но уже повторяю как заклинание — нельзя жить прошлым, нельзя рассчитывать на то, что нынешний потребитель будет покупать вашу продукцию только потому, что ее предпочитали когда-то его деды и прадеды. Это путь в никуда.

Поделиться: