Я закончил Омский сельскохозяйственный институт по специальности «зоотехник». Отработал в этой профессии год, затем связал свою жизнь со сферой образования: в 23 стал директором центра педагогической медико-социальной реабилитации детей в Большереченском районе. После этого я 5 лет работал в профессионально-техническом училище, потом возглавил Омский механико-технологический техникум. Параллельно с работой я заканчивал педагогический университет по специальности «Менеджмент организации».

Несмотря на то, что я ушел в образование, каждое учреждение, которое я возглавлял, так или иначе носило сельскохозяйственный профиль, я никогда не забывал эту сферу. Во время работы в механико-технологическом техникуме я в составе команды участвовал в Национальном проекте, и мы победили. Конечно, это был коллективный труд. Мы написали несколько учебников, причем эти пособия признаны и рекомендованы Министерством образования Российской Федерации в профессиональных учреждениях, занимались разработкой инновационных технологий. На самом деле это была очень интересная работа.

Потом я снова вернулся в сельское хозяйство. В 2010 году я был назначен генеральным директором Лузинского молока, «Лузинская крыночка». В состав предприятия входил не только завод, но и фермы, так что я снова оказался в своей стихии. Параллельно с работой в крупном холдинге я вел активную политическую жизнь: был депутатом районного совета, потом стал его председателем, и в 2012 году пошел на выборы Главы района. Тогда они еще были общенародными, то есть голосовали не депутаты, а избиратели.

Еще молодым, в 23 года, в образовании, ко мне приходили такие мысли – «не мое». А потом, когда я уже переоценил, переосмыслил многие вещи, я созрел до той мысли, что любимая работа там, где мы находимся. Пришло понимание главного: управленцу, если его уровень достаточно высок, по большому счету все равно, где работать. Пусть в образовании, пусть где-то еще, ну без серьезной специфики конечно. До всего нужно дойти, созреть, а для этого нужны годы. Теперь я понимаю, что все мои работы, все те стадии, которые я прошел, все это было не зря. Каждая давала свои компетенции и понимание.

До всего нужно дойти, созреть, а для этого нужны годы

Я всегда говорю, что работа ради работы – это ни о чем. Вот если ты действительно результат видишь, если у тебя получается, и ты получаешь от этого удовлетворение, пусть и не всегда, – это здорово. Если процентов 30 из того, что ты делаешь, задумываешь, реализуется, я считаю, что это уже большое достижение, потому что есть помимо каких-то материальных благ и моральная сторона. Моральная сторона очень важна на самом деле, потому что, наверное, никаких денег не захочешь, если не будешь получать удовлетворение от того, что ты делаешь. Когда я шел в бизнес после образовательных учреждений, безусловно я, как любой нормальный человек, понимал риски, я ведь тоже мог ошибаться, что-то недооценивать или наоборот, себя переоценивать, свои возможности. Но когда ты приходишь и разбираешься с ситуацией, понимаешь, каков порядок действий, раскладываешь все по полочкам и отрабатываешь с коллективом, за этим следует результат. Увеличивается выгода, молоко в гору идет, пошла реализация, и все это благодаря тому, что твоя команда двигается за тобой, как за локомотивом. Тут и чувствуешь то самое удовлетворение, ради которого работаю я.

Разные ситуации были. Нигде не было легко: когда я возглавил ПТУ, его собирались закрывать. Поэтому задача была – коллектив собрать в кучу, и соответственно, заставить их работать. Ну не то, чтобы заставить из-под палки, так естественно не получится, а дать им понять, показать, что они сегодня в этом обществе нужны, нужны детям, нужны самим себе. За 6 лет все это удалось. Удалось, и не закрыли училище, более того, оно сегодня имеет статус техникума. Но всегда ощущаешь свой собственный ресурс: наступает время, когда ты понимаешь, вот все – уперся, все – потолок. И волей-неволей начинаешь смотреть дальше, думать, куда идти. Потому что сидеть и бездельничать – это точно не для меня. Мне работа нужна, мне результат нужен.

Я понял, что мне надо что-то другое, мне надо новое. Учреждение заработало стабильно, мы с последнего места стали постоянно входить в пятерку, в тройку лидеров по всем показателям региона, поэтому и подсобное хозяйство развил там, и коллектив стройный пошел, и учебники стал писать. Я их в эти процессы втянул, и они до сих пор, что называется, в тренде. Люди занимаются любимым делом, находятся на своем месте, они счастливы. А я вот понимаю, что все. Потом, в техникуме, были другие цели и задачи. Я бы не сказал, что пришел на руины, на развалины, нет, просто нужно было вдохнуть новую жизнь. Перезагрузить коллектив. И мы сразу начали работу над Национальным проектом, получили его. Оборудовали лабораторию суперсовременную, современные учебные классы. Но главное, чего, я считаю, мы добились – единение коллектива. Мы все работали на одну цель тогда, все вместе, и мы ее достигли. Хотя сначала многие скептически говорили – «да ну, какой там национальный проект? Вы о чем вообще? Это не про нас». А вот когда выигрывают, когда видят результат, тогда они уже понимают, что чего-то стоят в этом мире, и немножко по-другому начинают смотреть на этот мир. До сих пор, встречая людей, с которыми я тогда работал, слышу, что они с теплотой вспоминают то время.

Я всегда говорю, что работа ради работы – это ни о чем. Вот если ты действительно результат видишь, если у тебя получается, и ты получаешь от этого удовлетворение, пусть и не всегда, – это здорово.

Бизнес для меня был более понятным, возможно потому, что я стал взрослее. Но, отработав столько лет в образовании, я вдруг прихожу в бизнес, и сразу начинаю работать. Без акклиматизации, как будто это одно и то же. И мы сидели до 5 утра, каждый день, придумывали какие-то новые концепции. Помню, результатом нашей работы стало получение большого транша на техническое перевооружение. Нам выделили 55 миллионов, акционер из Москвы. Тогда мы смогли поддержать и развить производство.

Когда начали рассматривать меня как Главу района, скажу честно – я колебался. Не потому, что не уверен был в своих силах, а скорее потому, что не совсем понимал в то время – зачем? Ведь я тогда был генеральным директором крупного предприятия, депутатом. Я занимался бюджетным формированием, являлся, скажем так, смотрителем, человеком, который может на многие процессы повлиять, но при этом не был исполнителем, то есть в случае чего, никаких шишек на тебя не будет, по большому счету. Ты только можешь там декларировать, что-то говорить, рекомендовать, советовать. Но не исполнять. Тем не менее, взвесив все, я принял решение.

Коллектив во многом был не готов к тем действиям, которые я предпринимал в самом начале. Скажу честно, я сразу же сделал очень серьезные структурные перестановки. Как в той известной поговорке про метлу, только у меня другая интерпретация «новая метла – метет по закону». Главная задача, как я ее видел, заключалась в том, чтобы все привести в соответствие с законодательством. На это ушло очень много времени. Необходимо было сформировать работоспособную команду. Здесь, на этой работе, я как в аквариуме, как в банке стеклянной: твои действия настолько видны и прозрачны, ты будто голый. Такие ощущения были в начале, теперь я привык.

Моральная сторона очень важна на самом деле, потому что, наверное, никаких денег не захочешь, если не будешь получать удовлетворение от того, что ты делаешь

Сегодня главная цель, которую я ставлю перед собой, – научиться понимать людей. Понимать и слышать всех людей, которые у нас проживают. Абсолютно всех. Когда я приезжаю в поселения, а я туда езжу со всеми своими заместителями, у нас аншлаги в залах, и люди могут задавать всякие вопросы, причем неудобные, кричат, ругаются, рассказывают, какие мы плохие и все прочее. И вот мы должны научиться их воспринимать, и я думаю, что уже научился этому, то есть я стараюсь каждого человека, как бы он ни был агрессивно настроен изначально, все-таки выслушать – это первое, второе – понять, а третье – найти совместное решение. Именно совместное. Я говорю – раз ты встал на этот путь, раз ты пришел заниматься местным самоуправлением, первое, что ты должен делать – это разговаривать с народом и четко понимать, что нужно. И объяснять, что мы можем сделать, а что – нет. И вместе находить пути решения проблемы.

Я не знаю, смогу ли я достичь потолка на этом месте. Это же территория, руководить территорией – верх для менеджера. Потому что ты должен разбираться во всем: ты и пожарник, и милиционер отчасти, потому что люди к тебе обращаются, коммунальщик и сантехник, и дорожник, и строитель, и врач, и вообще кто угодно. Спектр достаточно широкий, поэтому надо уметь и быть интеллигентным для одной категории людей, для другой – надо уметь засучить рукава, что-то руками поделать, чтобы доказать, что ты не профан, не просто белоручка, и что-то можешь. Думаю, что потолок для меня, как для руководителя, невозможен. Когда я достигну определенной цели, я подниму планку. И так до бесконечности. Нужно расти вместе со своим районом.

Тэги:

Поделиться: