Это не корь, не свинка, которыми переболели в детстве и все. Нет, и это не всегда молодежная болезнь, если мы говорим о людях, но почти всегда она сопровождает именно стратапы, и, как ни странно это звучит, стартапы удачные. Я и сам болел этой болезнью дважды — первый раз совсем молодой, поэтому ничего не понял. Второй раз, когда был взрослее, заметил, но поздно. В обоих случаях потерял все деньги. И теперь уже у меня пожизненная прививка, теперь уже вряд ли меня застанет болячка врасплох. Но тем не менее, профилактику провожу регулярно.

Болезнь роста зарождается вместе со стартапом и развивается вместе с проектом. Растет и множится в организме предприятия, а вместе с ней растет и корона собственника. Растет и вырастает до небывалых размеров, уже потолок царапает, и все это замечают, все, кроме самого носителя. А потом потери денег, сторонников, которые перестали верить в твой коммерческий гений

Про прихлебателей я вообще молчу, потому что они появляются с первыми признаками денег или первыми лучами славы и исчезают, когда деньги кончаются, а слава уже не греет. И проблема в том, что многие хотят все и сразу. То есть вот прет, с самого начала прет, и ты понимаешь, что в десяточку попал, и тебе хочется развить успех до невероятных масштабов. Тебе хочется расти и расти, и дело не в деньгах даже, дело в кураже. И ты растешь вширь, вдаль, как угодно, только не вглубь. Нет времени на то, чтобы понять, что происходит, нет времени, чтобы понять правильно ли ты идешь. И ты целиком и полностью рассчитываешь на интуицию и свою предпринимательскую чуйку.

Тебе хочется и расти и расти, и дело не в деньгах даже, дело в кураже. И ты растешь вширь, вдаль, как угодно только не вглубь.

Разогнавшись до скорости света, ты пролетаешь все запрещающие знаки. Игнорируешь все маячки и, сам того не понимая, проскакиваешь мимо. Все, тренд ушел, а ты не почувствовал, за счет сверхскоростного роста, у тебя начались проблемы с сервисом и качеством, и эти проблемы растут как снежный ком и вырастают до невероятных размеров, как раз в тот момент, когда ты что-то начинаешь понимать. И, как правило, уже поздно. И как следствие — стресс. И разочарование в людях, городе, месте, во всем, кроме себя. Потому что ты-то все делал правильно, просто может быть слишком быстро. А люди при чем? Те люди, которые боготворили тебя и твой бизнес в начале, те люди, которые любили тебя, зачастую любили авансом, они при чем? Не их вина, что устали ждать и верить в светлое будущее, вот еще немного и будет совсем круто. А им «совсем» не надо, им может вообще круто не надо. Им надо хорошо. И немногие из таких бизнесменов потом поднимаются и идут дальше, не многие, по крайней мере сразу. Может быть только спустя время.

Просто нужно в какой-то момент, а лучше время от времени, тормозить. Так, легонько притормаживать, чтобы осмотреться, где вы находитесь и понять, что делать дальше. Очень хорошо спросить людей, не близких и очень близких, а самых разных. Провести исследование и выяснить, а кто теперь вы и ваш бренд, вот именно на этом отрезке времени, в этом месте. Понять — вы то, что о себе думаете? Или люди думают по-другому. И возможно, пришло время остановиться на время, зафиксировать успех, стабилизировать бизнес и не бежать вперед, за сверхприбылями. Принять такое решение может только смелый человек. Но с другой стороны, пугливым в бизнесе — делать нечего.

Поделиться: