Знаете, о выборах писать не хочу. Хочу – о профессии. Выбрал которую еще в школе, пришел в нее – и вот уже 26 лет в ней. Работаю и живу.

И пытаюсь научить своих студентов (преподаю 18 лет) – даже не столько азам, сколько отношению. К работе, которая или станет твоей жизнью – или тебе в ней просто нечего делать.

Не так давно, в августе, я проводил Первый Омский Медиафорум. И в первый день на форуме работала образовательная площадка «Гранат» для будущих специалистов в отрасли. «Хедлайнером» всего мероприятия был заявлен заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин – человек, который не только великолепно знает, о чем говорит, но и «говорит, как режет» - и в бровь, и в глаз, и вообще рубит наотмашь.

Поэтому, упросив его приехать, я предложил провокацию: Волин согласился выйти перед студентами с провокационной лекцией на тему «20 причин уйти из профессии». Название придумал я, а Алексей Константинович остроумно и грамотно все прописал – и раз за разом срывал овации в переполненном зале. Вот я и решил все эти тезисы (мной бережно записанные) опубликовать и снабдить своими комментариями. С важной пометкой: если вас все это не пугает, то в профессии вы останетесь – и добьетесь успеха. Итак...

  1. Профессия эта не всегда связана с известностью и славой; кому-то приходится и «подносить патроны», заниматься черновой работой. А так хочется – прямо со школьной скамьи сразу ведущим новостей или прогноза погоды. Неа. Древняя истина не изменилась: сначала ты работаешь на имя, потом оно – на тебя. И «за пивом» для звезд придется сгонять, и по колено в грязи ехать в Малую Бичу на окраине Омской области… Пахать – в надежде, что тебя заметят.

  2. Здесь мало денег. Слава – быть может, но ее ведь надо еще и конвертировать. Ты можешь быть даже «лицом» СМИ, но далеко не всегда от этого зависит уровень твоей оплаты. Кстати, ты можешь обидеться и уйти – но далеко не факт, что в другом СМИ тебе разрешат быть «великим». Денег может оказаться и больше, зато – см. п.1.

  3. Работа не всегда творческая, зато всегда – 24/7. В общем, перекликается с п.1. И, да – это еще и конвейер.

  4. Всегда – новые темы, у тебя нет специализации – и начальство это устраивает. Журналисту необходимо постоянно пополнять багаж знаний. То есть ты живешь в режиме п.3, но должен находить время постоянно расти и развиваться. И надо иметь в виду, что большинство априори настроено против вас. Пока готовил этот текст, прочитал у знакомого блогера: «Люди всегда чувствовали, что большинство журналистов тупые, с появлением интернета это стало проще заметить». Имейте это в виду – и не давайте своим врагам (ну хорошо, противникам) возможности вас подловить на незнании чего-то.

  5. Постоянно растёт нагрузка – в т.ч. в связи с необходимостью приобретения новых навыков. В общем, творчески развиваем п.4 – ты все время пашешь, и начинаешь сходить с ума. И просто валишься с ног.

  6. Сегодня не пишет только ленивый. Конкуренция в отрасли крайне высока. То есть ты живешь в режиме пп. 3-5, а твой сосед до дому, скромный блогер, «рвет» тебя по просмотрам и лайкам. Причем – не выходя из дома, пока ты сутками колесишь по области.

  7. Продукт твоего труда виден всем – особенно брак. Ты спешил, старался успеть выдать сенсацию – и что в итоге? Ошибка, описка, оговорка – и над тобой все смеются. Особенно сосед-блогер, который успел сделать скриншот твоего ляпа.

  8. В СМИ разбираются все, особенно начальники. Которые обязательно будут учить вашего начальника; он, в свою очередь, вас – и так далее. Страна советов, ничего уж тут не попишешь.

  9. Что бы ты ни сделал, всегда будут недовольные. Написал – плохо. Смолчал – плохо. Высказал свое мнение – тоже плохо. Дал факты без оценки – снова «что-то не то». Поэтому надо жить в рамках известной шутки: «Один мальчик перестал обращать внимание на чужое мнение. Позже врачи нашли у него первые жизненные успехи. Берегите себя».

  10. Все время нужно придумывать что-то интересное. В том числе потому, что актуален п. 6.

  11. Начальнику каждый день нужен от тебя эксклюзив и сенсация. То есть ты и так пашешь, уходишь домой с работы ночью, но, поскольку есть пп. 6 и 10 (и, конечно, №8), то с тебя пытаются снять три шкуры – и требуют что-то, что «взорвет информповестку дня». А, раз этого нет, то читай п. 9.

  12. Ньюсмейкеры не хотят общаться. Особенно в тот момент, когда они очень нужны. Ну вот у тебя уже горит сенсационный материал из серии «срочно в номер», а какой-то очень важный тип не может немедленно прервать свое совещание и дать комментарий. И из-за него все разваливается.

  13. Вас часто пытаются использовать или обмануть. В том числе в рамках п. 12 – а времени проверять информацию у вас нет. Потому что смотри п. 3.

  14. Читатели/слушатели/зрители не ценят твой талант и вообще неблагодарны. В том числе потому, что на завтра (или уже через час) забудут то, над чем ты работал, быть может, целую неделю. Где уж тут вообще говорить о восхищении и т.д.?..

  15. Если ты делаешь что-то действительно острое – есть шанс огрести. Причем – от всех. От героев материала, потом – от начальства (в связи с проблемами у них после выхода твоего расследования), но можно даже и от читателей. А то выдал материал, который должен был помочь – а жителям условного дома от этого только хуже стало…

  16. Профессиональные оскорбленцы (есть такая каста среди твоих читателей и зрителей) постоянно пишут жалобы на вас. Во-первых, поначалу будете расстраиваться и вы сами. Во-вторых, это будет огорчать ваше начальство. В-третьих, ответы на жалобы отвлекают и ваши силы, и юристов СМИ. А ведь писать будут и в контролирующе-проверяющие органы, которые проигнорировать даже заведомую анонимку не могут.

  17. Все это – производство. Хочется творчества, а реально это конвейер. И всегда над тобой – дядя, который руководит. В общем, получается что-то «а-ля раб на галерах». Или на плантациях. Ты только собрался новеллу о душе сочинить, а зловредный начальник гонит тебя в мороз и стужу на край земли искать беглого карлика. И еще рассказывает тебе, что нужно сделать, потому что «он так видит и хочет». Не спрашивая при этом твоего мнения.

  18. Трудно жить рядом с легендами. Ты делаешь первые шаги и понимаешь, что до звезд профессии тебе еще ой как далеко. А потом ты сделал уже «стопятьсот» шагов, стал крутым – но по-прежнему есть десятки «№1», которые или кажутся круче, или на самом деле таковыми являются. И ты уже не понимаешь, сколько тебе нужно еще тащить свой камень в гору, чтобы добраться до вершин. То есть до них.

  19. Певцов любят больше, а поют они (как правило) чужое. Кто-то сочиняет им песни, ты пишешь сам – а у них и слава, и гонорары. Такие, которые тебе и не снились. Обидно? Конечно! При этом ты слышал и читал, что есть такие ТВ-ведущие, а) за которых все пишут (и выводят на суфлер); б) которым редакторы находят темы – и вообще им остается только «торговать лицом». А потом получать баснословные гонорары, и еще зарабатывать ведением корпоративов и съемками в рекламных роликах. Впрочем, это видимость (как правило); Не стоит читать книги «новомодных авторов» о профессии – там, действительно, «утомленные звезды» постоянно пьют, что-то нюхают, их окружают доступные женщины… при этом работать практически не обязательно, но зарплата почему-то измеряется в тысячах долларов. Это – книги. В реальности же закрываются даже раскрученные федеральные СМИ, везде царит пресловутая «оптимизация», поэтому, если не хочешь, чтобы начальство «сэкономило на тебе», беги. Причем с каждым днем все быстрее. Переиначю мысль Льюиса Кэрролла, адаптировав ее под ситуацию с современными СМИ. Теперь это будет звучать так: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

  20. (Видимо, самое главное после прочитанных пунктов): материться (в текстах и сюжетах) нельзя. А иногда так хочется…

Тэги:

Поделиться: