Для начала стоит разобраться, что из себя представляет SMM, и как правильно выходить в соцсети. Прочитав эту статью, вы поймете:

• Нужно ли вашей компании выходить в соцсети

• Как позиционировать себя в соцсетях, чтобы привлечь подписчиков и клиентов

• В какую именно соцсеть идти с вашим продуктом

Перед тем, как выйти в соцсети, вам, как бизнесу, необходимо выполнить 3 шага:

Шаг №1. Определиться, нужно ли это вашей компании

Чаще всего соцсети используют в двух случаях:

• нет спроса и его нужно создавать (например, товар не ищут в поисковых сетях, потому что не знают о нём);

• конкуренция слишком большая, и нужно сделать хоть что-то выделиться.

Когда не стоит осваивать SMM:

  1. Ваш бизнес основан на товарах, которые можно купить на каждом углу, с продукцией, которую покупают без эмоций, не задумываясь, по пути, при этом подешевле и попроще. Люди не будут кликать по такой рекламе, не будут читать такой контент — они просто не поймут, зачем им знать о том, что у вас поступление новых губок для мытья посуды.

  2. Ваш бизнес — небольшое производство деталей для узкоспециализированных станков, и последние 15 лет вы работали с единственным клиентом. Директор производства почувствовал, что «золотой клиент» может в скором времени уйти и поставил задачу заняться поиском новых клиентов в соцсетях (услышал от какого-то эксперта в интернете). В итоге вы создаете сообщество с названием «ООО "ОмскСтройДетали"», наполняете его историей компании, и начинаете ждать клиентов. Но они не приходят. И не придут. Потому что ваших клиентов просто НЕТ в соцсетях: директора заводов с фрезеровочными станками не проводят время в соцсетях, и тем более, не ищут там подрядчиков.

В остальных же случаях дорога вам открыта: проникновение соцсетей в нашу жизнь достигает огромного масштаба, и найти там можно даже самую узкую аудиторию.

В соцсетях можно присутствовать двумя путями, поговорим подробнее о каждом из них.

Путь №1. Создание «представительства» в соцсетях

Пример представительства компании «Starbucks»

Этот вариант подходит для компаний, в которых показатель LTV имеет одно из самых важных значений (когда клиенты покупают ваш продукт регулярно, и критически важна тесная связь между компанией и аудиторией). Другими словами, создание представительства — работа «в долгую».

Плюсы:

• у вас есть собственный канал коммуникации: показывайте свою «рекламу» людям бесплатно, ведь они подписаны на ваши обновления/новости;

• вы можете общаться с людьми, отвечать на их вопросы там, где им удобно это делать;

• вы можете формировать необходимый имидж перед нынешними и потенциальными клиентами, за счет, например, большого количества активной, вовлеченной аудитории вокруг вашего бренда или контентом о достижениях и событиях в компании.

Минусы: • нужны ресурсы на сбор критической массы подписчиков, чтобы появилась первая активность;

• нужны ресурсы на создание контента и модерацию комментариев.

Путь №2. Показ рекламы, уводящей на сайт

Реклама под меню (ТГБ) и в ленте (промопосты) – два основных вида таргетированной рекламы в VK – два способа увести трафик на сайт (да, есть еще посевы, но их не стоит рассматривать, если вы хотите получать стабильное количество трафика)

Плюсы: • минимальную тестовую настройку и запуск рекламной кампании можно осуществить за 1-3 часа;

• понятная аналитика (с помощью utm-меток и сервисов вроде Яндекс.Метрики);

• легкий вход: минимальный бюджет — 500 руб.

Минусы: • необходимо постоянно вливать деньги: нет бюджета = нет показов рекламы;

• посетители не имеют возможности оставить комментарий, задать вопрос, не видят обращения других людей (не возникает эффект толпы), и они не могут отложить покупку на «попозже» (например, вступив в ваше сообщество).

Этот вариант подходит для тех компаний, кому нужен быстрый результат, и кто не считает нужным быть «на короткой ноге» со своими клиентами. Так как наша статья объясняет, как представить компанию в соцсетях, то мы рассмотрим более сложный и долгий вариант: предположим, вы захотели создать сообщество.

Чтобы наиболее грамотно определить свой путь в соцсетях, вы должны:

  1. Определиться с вашими способностями:
  • готовы ли вы выделить рабочее время сотрудника на работу с соцсетями?

  • готовы ли вы ждать неопределенное время, пока соцсети не начнут приносить эффект?

  • готовы ли вы вкладывать в новый, неизвестный рекламный канал?

  • интересно ли вам взаимодействовать со своей аудиторией, получать как положительную, так и негативную обратную связь?

  1. Понять, что вы на самом деле продаете и с чем из этого нужно идти в соцсети:
  • распишите ваши подниши;

  • распишите целевую аудиторию каждой из них;

  • подумайте, есть ли эта целевая аудитория в соцсетях, и есть ли смысл входить с ней в контакт через социальные сети.

  1. Установить «правильную» систему оценки эффективности SMM

Подписчики, лайки и репосты не могут быть финальной целью SMM, это промежуточные показатели, которые показывают, как эффективно вы идете к следующим «полезным» целям:

  • количество коммерческих обращений/комментариев;

  • конверсии на сайте;

  • рост органического трафика с соцсетей на сайте;

  • количество вовлеченной в контент аудитории.

Лайки и подписчики не дают никакой долгосрочной пользы. Это как оценивать обучение в школе по количеству исписанных ручек — слишком легко обмануть.

Выполнив все три пункта, у вас появится понимание, ЗА_ЧЕМ вы идете в соцсети.

Но для начала проверьте себя: а будет ли тому сегменту ЦА, что вы выбрали, интересно то предложение, которое вы для него подготовили? Будет ли ему интересно подписываться в ваше сообщество или переходить по вашей рекламе? Появились сомнения? Это хорошо. Ведь многие компании об этом не переживают и начинают создавать никому не интересные сообщества. Чтобы не быть как они, вам нужно…


Шаг №2. Выбрать, как именно позиционировать себя и на какой сегмент аудитории

В предыдущем шаге вы разобрались со своими продуктами и описали тех людей, что их покупают. И вот теперь возникает вопрос: а стоит ли делать сообщество для ВСЕЙ целевой аудитории? Может, чтобы это было действительно интересно будущим подписчикам, сузить эту выборку и контактировать только с каким-то определенным сегментом? Разберем на примерах. В опыте автора было два заказчика с не очень эмоциональными продуктами:

• сервис по ремонту техники

• компьютерный супермаркет

Сервису по ремонту техники мы предложили взять одну нишу и сконцентрироваться на ней. Этой нишей стал ремонт техники Apple. Почему? Во-первых, эти люди чаще отремонтируют свой телефон, нежели купят новый (ввиду высокой стоимости второго варианта). Во-вторых, зачастую обладатели Apple — люди с достатком выше среднего. В итоге было создано узконаправленное сообщество с контентом об Apple (и хэйтом Android'a) и плотным потоком лайков, репостов и коммерческих обращений по ремонту яблочной техники.

Для супермаркета компьютерной техники мы выделили один из активно покупающих сегментов аудитории и сделали сообщество конкретно под этот сегмент — «Клуб любителей видеоигр Омска». И снова узконаправленное сообщество с контентом про игры и с вопросами школьников, какой компьютер им нужно собрать, чтобы играть в определенную игру. Да, школьники, но это те школьники, что приносили деньги супермаркету.

Как поступить, если ваш продукт неэмоциональный, и в итоге не ошибиться с позиционированием? Есть два пути:

  1. Взять одну маржинальную (или по другой причине интересную для заказчика) поднишу бизнеса, убедиться, что она пересекается с потребностями и интересами аудитории соцсетей и выдвинуть её на передний план при продвижении;

  2. Взять один сегмент ЦА, который широко представлен в соцсетях, и сосредоточиться только на его интересах и потребностях, сориентировав сообщество только под эту ЦА.

Выбрали? Время определить подходящую соцсеть!


Шаг №3. Определиться, в какую именно соцсеть нужно идти

Берем в рассмотрение 4 основные соцсети России и СНГ. На первом месте в ячейке – самая подходящая соцсеть для каждого случая.

Комментарии по последней строке таблицы:

  • монопродукт — товар или услуга, не имеющие более 3 позиций / разновидностей / артикулов и т.д.;

  • VK хорошо использовать при большом ассортименте, т.к. есть раздел «Товары», есть фотоальбомы, есть сторонняя CRM-система «Bluesales»;

  • Instagram подходит только под монопродукт, т.к. не имеет фотоальбомов и чего-то для структуризации и нормального заказа / оплаты.

Рекомендации по работе в каждой из соцсетей:

Instagram

Основная аудитория: Женщины, 14-35, с тягой к красивым вещам и «luxury».

Как подавать себя и свой продукт: Делайте красивый контент. Это обязанность в этой соцсети. Меньше занудства, больше свежих идей и эмоций.

Одноклассники

Основная аудитория: Женщины, 30+, из регионов, областные жители, патриотичные, очень активные.

Как подавать себя и свой продукт: Вирусно, ярко. Там это работает. Побольше вирусного контента – он там распространяется невероятно из-за того что «класс» и «репост» это почти одно и то же.

Facebook

Основная аудитория: М/Ж, 30+, из мегаполисов, из деловой среды.

Как подавать себя и свой продукт: Так, чтобы подписчикам хотелось обсудить. Пишите контент, вовлекайте в дискуссию. В FB перешли бывшие пользователи ЖЖ (в России), и они это любят. А также делайте упор на видео, Facebook поощряет это усиленной выдачей в ленте новостей.

VK

Основная аудитория: Можно найти практически всех.

Как подавать себя и свой продукт: Равномерно совместив все подходы из других соцсетей.

Что хочется сказать о выборе подходящей соцсети напоследок?

  1. Чаще всего вашим выбором будет самая популярная соцсеть в России – VK;

  2. Наше мнение – не последняя инстанция. Тестируйте несколько соцсетей, если того позволяют бюджеты, нарушайте «правила» – это не преступление.

  3. Не забывайте учитывать, есть ли нужная вам аудитория в той соцсети, что вы определили, исходя из нашей таблицы.

ИТАК!

3 шага, которые вам необходимо выполнить, чтобы грамотно выйти в соцсети:

  1. Определиться, нужно ли это вашей компании

  2. Выбрать, как именно позиционировать себя и на какой сегмент аудитории

  3. Определиться, в какую именно соцсеть нужно идти

Имея ответы на эти вопросы, вам останется лишь проработать контентную стратегию и ответственно подойти к привлечению подписчиков на вашу площадку. А когда вы четко представляете, кому вы доносите свое предложение и уверены в том, что именно этой целевой аудитории оно интересно, создать сообщество, решающее ваши бизнес-задачи – не проблема.

Поделиться: