То есть вести можно, но куда приведет? Возможно к банкротству, а возможно и к тюрьме.

Жить бизнесу без юристов невозможно. Никогда не было возможно. Но раньше были другое время, другие исходные данные и другие понятия. В период «первичного» накопления капитала, тогда, когда срок окупаемости проекта исчислялся днями, неделями и месяцами, можно было обходится без юриста. Можно было и без бухгалтера. Потому что прибыль, полученная от реализации проекта, могла перекрыть любые риски.

Исхожу из позиции, что бизнес — это всегда риск. Но риск оправданный. И знание права, умение его применять, значительно снижает эти риски, а зачастую сводит их к нулю. Каждый из бизнесменов, читающих эту статью сталкивались с юридическими проблемами, или хотя бы слышали о них. Речь идет обо всех бизнесменов, даже о начинающих. Особенно о начинающих, потому что бизнесмены со стажем, могут обходить проблемы, основываясь на своем опыте и своей интуиции. Как часто вас «кидали» поставщики? Сколько было случаев, когда аренду необоснованно поднимали по пять раз на год? Все это неотъемлемая часть бизнеса, и всего этого можно избежать простым способом – привлечь юридического консультанта.

Любая сделка, любой контракт, любое действие должно оцениваться и с точки зрения правовых рисков.

И все это можно делать, но я бы хотела рассказать о примере стартапа в социальном предпринимательстве, как наиболее актуальном: Допустим предприниматель собирается открыть дом престарелых, или как сейчас принято говорить пансионат для пожилых людей. И предположим, что этот бизнесмен достаточно продвинутый, чтобы обратится в консалтинговое агентство.

Классическое консалтинговое агентство «считает бизнес». И конечно в случае если это предусмотрено конфигурацией контракта предоставит договорную базу, и все минимально необходимые шаблоны документов. И даже не имея юридического образования и навыков даст необходимые советы, но их может оказаться недостаточно. Бизнесмен сам или с помощью консультанта считает экономику и делает технико – экономическое обоснование, в котором учитывается все и доходы, и расходы, и обороты. Любому понятно, что тема востребована, социальный запрос и спрос на услугу есть. И это безусловно социальный проект, есть много форматов государственной поддержки, которые так же можно и нужно учитывать в бизнес расчетах.

Итак, расчеты сделаны, согласно им, мы получили понимание, что основные параметры нас устраивают, и срок выхода на точку безубыточности и срок окупаемости и прибыль. Тем более что отношение к прибыли в социальном предпринимательстве иное. Более того мы понимаем, что по нашим параметрам, мы подходим под необходимые нам государственные программы. Все можно приступать к реализации проекта, что мы и делаем. И через какое-то время выясняется, что согласно регламентам, в нашем регионе нет потребности на новые дома престарелых. Считается, что тех, которые уже открыты достаточно. И не важно, какого уровня там оказывают услуги. А важно то, что вы несмотря на то что все делали правильно, не попадете ни в какую программу государственной поддержки. Потому что есть документ, регионального значения, который говорит, что все у нас в порядке, все нуждающиеся устроены и довольны жизнью.

Если вы уже «в пути» и не хотите или не можете свернуть, можно попробовать поменять регламент. Это реально, хотя и не просто.

В результате вы потеряли время, деньги и не достигли результата. Возможны варианты? Конечно, и первый из них, не попадать в такую ситуацию, получив качественную правовую оценку проекта, отказаться от идеи его реализации и сосредоточится на другом. Или если вы уже «в пути» и не хотите или не можете свернуть, можно попробовать поменять регламент. Это реально, хотя и не просто. Выйти с инициативой на законодательные органы, обосновать свою инициативу, и получить положительный результат. Стоит понимать, что в этом случае, вы «работаете» не только на свой проект, а на все направление. Но вы же социальный предприниматель? Ваша задача не только зарабатывать денег, но и помогать людям. Будьте бдительны, не пренебрегайте советами профессионалов.

Поделиться: