Так все-таки нужен аэропорт «Федоровка» региону или нет? Пробуем разобраться с экс- директором аэропорта «Омск – Центральный» Виктором Титаревым.

Так все-таки нужен новый аэропорт в Федоровке?

Если подходить к выбору локации аэропорта с точки зрения чисто авиационной работы, то какой-то острой необходимости в строительстве Федоровки нет. «Аэропорт Центральный» - крепкий, но неудачно построенный по взаимному расположению объектов: пассажирских и грузового терминалов, полосы, перрона и т.д. Аэропорт сильно размазан, но это не критически (хотя и существенно) влияет на себестоимость процесса и эффективность. И если удлинить взлётно-посадочную полосу на 300-400 метров и сделать преобладающее направление взлета и посадки, то он будет выполнять свою функцию абсолютно спокойно ещё много лет. Есть, конечно, свои нюансы: там нельзя организовать аэропорт-сити, а в Федоровке можно; там нельзя создать мультимодальный транспортный центр, а в Федоровке можно; в Центральном всерьёз о грузоперевозках транзитных, например, даже думать безыдейно, а в Фёдоровке можно... Но, повторюсь, с чисто аэропортовой точки зрения, новый аэропорт не обязателен.

А если взять не «аэропортовскую» точку зрения?

А теперь давайте посмотрим с другой точки зрения. Как-то Назарбаев, если я не ошибаюсь, подводя итоги 2007 года в Казахстане, сказал: «наша экономика выросла на 7 %». Из которых 1,5 % дало только строительство города Астана. 1,5% роста ВВП государства, добывающего нефть и другие полезные ископаемые, дало строительство одного города. Надо вдуматься в эту фразу и понять. По моему мнению, задача любого региона – привлечь как можно больше денег. И в этом смысле «Омск Центральный» ни в какое сравнение с «Федоровкой» не идет.

Что такое «Омск Центральный»? Есть 2,4 млрд рублей в федеральной целевой программе развития транспортной системы России до 2020 года. Давайте предположим, что их дадут, может быть, под нового губернатора. Хотя, на мой взгляд, шансы на это "асимптотически приближаются к нулю". Потому что у нас: а) чемпионат мира по футболу, б) развитие аэропорта «Шереметьево»: там уже тоннель запустили, уже метро ездит, со стороны государства куча обязательств, а денег нет. Мне известен случай, когда у одного из небольших аэропортов не то что в ФЦП, а уже в ФАИПе (федеральной адресной инвестиционной программе - документе, устанавливающим распределение средств бюджета на очередной финансовый год) деньги стояли. Причем, деньги-то небольшие (что-то около 200 млн). И те не дали, потому что деньги нужны на Шереметьево. Поэтому эти 2,4 млрд очень гипотетические деньги. Но даже если мы предположим, что их дадут, какие еще инвестиции в этот аэропортовый комплекс? Построить новый грузовой склад, ну миллионов 300-400. Плюс аэропорт Центральный и все вокруг него. Еще достроить терминал, соединить, еще 300 млн. Все. 3 млрд инвестиций на предстоящие 10 лет. При этом ограничения высотной застройки сохранятся, весь центр города у нас обрезан из-за аэропорта.

Продажа, вернее использование высвобожденных земель, и дополнительные возможности по строительству - это понятно, но сколько инвестиций может привлечь сам проект «Федоровка»?

Теперь, что такое «Федоровка». Сам аэропорт - это 10 млрд. Очень условно. Мы в 2011 году посчитали, что можем построить за 6. ВЭБ посчитал 11. Возьмём для простоты масштаб – это 10 млрд сам аэропорт. Для того, чтобы он был доступен, нужны как минимум две развязки в двух уровнях. Без этого туда поехать будет просто нельзя. Это еще 3 млрд. Плюс внеплощадочная инфраструктура. Я не говорю сейчас о возможностях мультимодального комплекса: там рядом река, железная дорога, там возможности логистические очень хорошие. Хотя, когда выбирали, никто и предположить не мог, тогда даже М51 шла через Петропавловск, а Казахстан еще был республикой.

Но я возможности не смотрю - это все можно на будущее предусматривать, а закладывать это в исходные данные для бизнес-планирования нельзя. Далее, у нас освобождается площадка в 656 га в самом центре города с энергетикой, с изумительной транспортной доступностью. Там можно построить настоящий грамотно спланированный новый центр города. Комплексное освоение территории с жильем, с офисами, с концертными залами – это 656 га. Причем по очень грубой прикидке только федеральных денег и денег ресурсо-снабжающих организаций нужно порядка 10 млрд. Мы посчитали, что доход области от реализации этих участков в 257 млн долларов (это под 15 млрд руб). Только в бюджет. А сейчас участки федеральные. Понятно, что перевести земли в собственность Омской области - это тоже история. Но федерация - это тоже государство. Наша страна.

И откуда взять деньги? Инвестиции?

Мы считали, что область выступает инициатором проекта с Федоровкой. Но ей тоже надо взять деньги, вложить их сейчас и потом получить. И как раз сейчас это более, чем возможно – любая из финансирующих государственно-частное партнёрство организаций (ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, УК Лидер) с удовольствием даст деньги на инфраструктурный проект на 20 лет. Если вы построите грамотную финансовую модель и приемлемую юридическую конструкцию, можно организовать эмиссию инфраструктурных облигаций. Много вариантов.

Освоение площадки «Центрального» - это 20 миллиардов, если скромно. То есть это принципиально другой объем инвестиций. Причем источники инвестиций могут и должны быть различными. Если бы мы сказали, что нужно 40 млрд, и все их должна отдать область - понятно, тут не о чем было бы говорить. Но бОльшая-то часть этих инвестиций будет частной, а большАя часть будет федеральных денег. Вот просто так из ФЦП их не дадут, а если предложить механизм передачи в федеральную концессию аэродрома Федоровки, то у меня нет сомнений, что при грамотном подходе Минтранс согласует, и деньги дадут в проект.

А как вы оцениваете существующий аэропорт «Центральный»?

Наш действующий аэропорт очень неплохой, повторюсь. Причем каждый из прежних руководителей что-то туда привнес. Круглов на деньги аэропорта отремонтировал взлетно-посадочную полосу, что является преступлением по сути, уголовно наказуемым деянием. Взять и изменить свойства чужого объекта. Ведь аэродром принадлежит РФ. Долго он ждал денег из федерального бюджета, но уже было ясно, что скоро перестанут летать самолеты, потому что полоса была в ужасном состоянии. Он пошел на риск - это настоящий, мужской поступок. Он начал реконструкцию терминала Б (основного пассажирского терминала), и то, что мы сейчас имеем в аэровокзале, по большей части, его заслуга.

При Бермане, была сделана важная вещь – была раскольцована реверсивная схема обслуживания в международном терминале. Очень интересная идея - развести вылет и прилет на международных воздушных линиях, это не так часто встречается, на самом деле. Это позволило нам реально расширить международный трафик. Но при всем при этом наш аэропорт кривоватый, конечно. Терминалы далеко от взлетно-посадочной полосы, он размазан очень. Зайдите в Гугл, посмотрите другой маленький аэропорт. Как говорят, некрасивый самолет хорошо летать не может. То же можно сказать и про аэропорт.

Посмотрите на планировку «Омск Центрального»: он некрасивый, кривой, косой. Но кроме этого, лишние элементы аэродрома (лишние рулёжные дорожки, их избыточная длина, неэксплуатируемые места стоянки воздушных судов) требует средств на их содержание. Их надо убирать, сушить, обрабатывать антигололёдным реагентом, вести текущий ремонт. Это всё стоит денег. В Федоровке мы можем сделать компактный, современный, очень экономичный, эффективный аэропорт с нуля. Сейчас запроектировать и сделать.

Но повторюсь - не аэропортовая здесь главная тема. Главная тема - развитие региона.

Поэтому на вопрос «строить новый аэропорт в Федоровке или нет?» я отвечу «да».

Фото: omchanin.livejournal.com

Тэги:

Поделиться: