Я впервые задал вопрос «А в чем дело?», когда вдруг в течение месяца поменяли 11 глав регионов, часть из которых была выбрана буквально «накануне». То есть получается, что жители 11 регионов страны ошиблись? Получается, что их выбор никого не интересует? Так зачем идти снова и голосовать? Для чего вообще нужны выборы, если решает не избиратель, вернее, если его решение можно изменить одним приказом одного человека? Тем более зачем на это тратить деньги? Народные деньги, прошу заметить. Неужели нет лучших способов их применения? На 200 миллионов много чего нужного можно построить.

Но уже решили и решили. Пятый год выборов, так пятый. Может, хоть с пятой попытки мы увидим хотя бы подобие борьбы, хоть что-то напоминающие демократию, пусть даже издалека. Мне лично верится с трудом. Выборы губернатора Назарова проходили вяло, вот совсем вяло, даже не смотря на Олега Денисенко, который «бился» за кресло руководителя региона вполне себе профессионально. Выборы в городской совет напоминали больше «договорной» матч, чем реальную борьбу, и состав горсовета в принципе ничем не отличается от предыдущего, концептуально, во всяком случае.

Да, сменились депутаты, и, кстати, пришло несколько приличных, но смогут ли они изменить ситуацию? А хотят ли они вообще ее менять?

Полувыборы, полуназначение мэра города – это вообще отдельная история. Обсмеянные на федеральном уровне, со второй попытки, наконец, выбрали Оксану Фадину. Выбор, который я публично поддерживал еще на моменте самого выбора, непосредственно стоял в горсовете и поддерживал. Мое мнение и сейчас не изменилось – я отчего-то верю, что многое может изменить Оксана в городе, даже не смотря на некоторые нелогичные назначения. Я конкретно про вице-мэра и директора департамента имущественных отношений Дениса Денежкина. Лично я ничего против него не имею, но репутация, которую можно увидеть, стоит только набрать в поисковике фамилию, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А ведь речь идет о вице-мэре, то есть об имидже города. Возможно, он нереально крутой профессионал, и все плюсы с лихвой перевесят репутационные минусы, но мы сможем понять это только через какое-то время. Также как сможем понять и оценить компетенции самой Фадиной. Мотив и желание видно сейчас, и это радует, но этого недостаточно.

Что касается ВРИО губернатора Александра Буркова, который намекал, что будет участвовать в выборах. То есть можно говорить о нем как о потенциальном кандидате, но говорить-то пока, особо не о чем. Конечно, молодость и энергичность — это плюсы, для меня однозначные плюсы. Но хватит ли ему времени до выборов, чтобы показать еще и реальные дела, не потратив те миллиарды, с которыми он приехал, а сумев заработать? Это очень сложно, и личность ВРИО здесь ни при чем. Сложно, потому что времени немного и потому что регион очень консервативный, очень сложный. Тем более, нелегко новому человеку заставить старых чиновников работать по-новому. И что ему делать? Я скажу, как думаю – работать много и тяжело, делать реальные дела, на которые мало времени и пытаться убедить жителей региона в том, что он может что-то изменить. А вот на это времени может хватить. На то, чтобы убедить наш уставший от безвластия народ, что пришел «хозяин», и теперь все станет по-другому.

Конечно, после пиара должны быть и реальные дела. Вернее, они должны быть параллельны друг другу. Но одному не справиться. И дело даже не в команде, дело во всех жителях – они должны поверить, именно жители. И они должны пойти и проголосовать. И это, с моей точки зрения, будет последняя попытка. Попытка, в результатах которой народ не должен разочароваться. ВРИО делает упор на пиар, и правильно, желательно только, чтобы это был не только пиар личности, но и, говоря маркетинговым языком Brandpromotion, нужно заниматься брендом самого региона, как внутри него, для самих жителей, так и во вне.

Программные заявления типа «мы будем работать с уменьшением оттока населения» и «мы будем уменьшать влияние местных элит» сами по себе хороши, но только не несут ничего нового. Им уже не верят или верят мало.

Что такое влияние элит? Почему это плохо и как с этим бороться? Почему – объяснять не нужно, особенно людям, чей регион «дербанят» десятилетиями пресловутые элиты, и делают это совершенно безнаказанно. Как бороться тоже понятно: просто не пускать во власть. Так можно относитсья к кандидатуре вице-губернатора Бойко, проработавшего много лет у Сутягинских, которые прочно ассоциируются с элитами. Опять же, я не против этой кандидатуры, более того, слышал много хороших отзывов, но я рассуждаю теперь как пиарщик. И мне не понятно, чем вызвано это назначение. И людям не понятно.

Можно подумать, что ошибки, или вернее недосказанность, на первом этапе пройдет незамеченной. Это не так – уже заметили и уже написали. А люди запомнили. И тот кураж, в хорошем смысле слова, который был в начале, потихоньку проходит, а вместо него приходит осмысление, что опять все будет по-прежнему. Оно приходит медленно, потому что наши люди хотят верить в хорошее, хотят надеяться, потому что вера и надежда – это все, что у нас осталось. И ее нельзя подрывать даже в мелочах. Осталось ее не так много. Борьба с оттоком населения как ведется? Что собираются делать, или возможно делают, но об этом никто не знает, кроме власти? Для того, чтобы люди не уезжали или, по крайней мере, делали это реже, нужно на первом этапе заинтересовать их, на втором – убедить в том, что «все будет хорошо». И это возможно сделать, особенно первый этап. Главное, не скатиться в «шаблоны», не уйти в обязаловку. Я много общаюсь и с молодежью, и с организаторами разного рода мероприятий. И знаю, как хорошие примеры, которые идут от сердца, от искреннего желания изменить жизнь, так и плохие, когда молодежь буквально сгоняют на какие-то митинги, тренинги и так далее. И плохих больше, и что самое печальное, их поддерживают: выдают гранты и освещают СМИ. А «хорошие», народные проекты живут до тех пор, пока не иссякнет энтузиазм у их инициаторов.

Когда в короткий период времени, совсем не известный Бурков появился в регионе, а хорошо известная Фадина стала мэром, я обрадовался. Честно. Я подумал, ну вот оно: новые люди, молодые энергичные, «не замазанные» в скандалах, самостоятельные по отношению к местечковым решалам, кто, если не они? Вот кто, если не эта, новая команда сможет изменить ситуацию, хотя бы чуть-чуть, вот ровно настолько, чтобы поверить? А поверив – остаться здесь. Потому что, честно, мои силы на исходе. И мне все реже и труднее становится найти аргументы для того, чтобы остаться. Тем более, что уехать, есть куда. Всегда было куда. И одним из последних таких аргументов для себя я придумал вот эту самую команду. Но время идет, для меня так оно летит, и я не вижу изменений. Точнее они есть, но их плохо видно, и я начинаю боятся того, что опять все вернется «на круги своя», что не сможет или не захочет новая команда изменений. Всегда ведь проще найти компромисс. Только я считаю, что время компромиссов прошло.

Все же я остался комсомольцем в душе. А нас учили: «критикуешь – предлагай». Я хочу сказать относительно пиара: заставить писать СМИ «правильно» достаточно легко, гораздо сложнее создавать повестку и давать возможность СМИ публиковать, помогать СМИ. Большие деньги выделяются на пропаганду, и, конечно, можно тратить их «с умом», как Полежаев, создавая подконтрольные СМИ или покупая их точку зрения за бюджетные деньги, или не обращать внимания на пиар, как Назаров. А можно использовать эффективно, помогая всем СМИ и бюджетным, и коммерческим качественно освещать деятельность региональных властей. И ведь есть примеры: двухчасовый эфир на 12 канале, где я многих высокопоставленных чиновников увидел и услышал в первый раз за все эти годы.

Я готов брать и распространять любые позитивные новости бесплатно, но хотел бы увидеть реальную помощь в производстве контента.

Отток населения и особенно молодежи. А что делают для молодежи? Для людей вообще? Кроме безусловно нужных патриотических историй? Где люди могут собираться и заниматься интересными делами для них, а не для партийных функционеров? У нас есть замечательные проекты: та же «Арт Резиденция», которую Эмма Васильева и небольшой круг единомышленников тянет много лет на себе. А это уже не местная, а федеральная история, которая лично мне рассказывает о том, что в городе есть что-то, кроме виртуальных мощей Достоевского. А «Движение» - безусловно, здесь есть поддержка и федеральных властей, но ведь можно и больше помогать, ведь и тот и другой проекты – это уже идентификаторы города. Это своеобразные маркеры, по которым страна может понять, что Омск не место ссылки, что здесь есть креативные и талантливые люди. И их много. А сколько у нас крутых графических дизайнеров, молодых музыкантов? И задача находить их и помогать им, потому что сами они не придут, сами они заняты творчеством, работой, чтобы выжить. Им некогда ходить по «коридорам власти» и просить помощь. Да и не верят они власти. Надо, чтобы поверили. Один-два примера уже достаточно для начала. И если нужно, я могу их дать.

«Влияние элит». Для меня это не так страшно, потому что я лично знаю эти элиты, и многие там так же реально хотят изменить жизнь в городе. Конечно, они преследуют свои цели – все же речь идет о больших бизнесменах. Но когда-то эти цели совпадают с целями региона. И мое личное, субъективное убеждение состоит в том, что страшны не сами лидеры этих элит – они уже давно мыслят не категориями сиюминутных выгод.

Главная беда — это их окружение, потому что состоит оно, за редким исключением, из людей жадных и не совсем профессиональных, чьей основной задачей является сохранение близости к «телу» и к кормушке. На это они тратят все свои силы. Некогда им думать о ком-то, кроме себя.

Будущее. Деньги, привезенные из центра, кончатся. Скоро. И думать о том, как заработать, как привлечь, нужно уже сейчас. И думают – заявления Буркова про аэропорт «Федоровка» тому подтверждение, и я, в отличии от многих, верю в этот проект. Но задача не в том, чтобы поверил я или даже жители города, задача в том, чтобы поверили инвесторы и понесли деньги. А они хотят, хотят очень, точно знаю. Все же я долго прожил в Москве, остались друзья, и когда я спрашивал у людей богатых, почему они не вкладывают денег в регион с «низкой базой», дешевыми ресурсами и практически отсутствующей конкуренцией, я получал один и тот же ответ: «А в кого вкладывать? У вас нет власти». Сейчас как никогда есть шанс, что поверят и могут пойти, и их надо встретить. Как полагается встретить, с хлебом- солью. Потому что именно они расскажут другим. Именно благодаря первым удачным примерам, мы сможем привлечь действительно большие инвестиции. Даже у меня есть несколько оформленных запросов от инвесторов масштабных и, даже отчасти социальных, проектов. Но я уже проходил эти круги, я помню малоодухотворенные лица тех местных чиновников, у которых была только одна задача – взять себе. А поскольку они понимали, что взять можно один раз, то и просили, как в последний раз, то есть много. И теперь для того, чтобы вести инвесторов и заниматься инвестиционными проектами в принципе, нужны веские аргументы.

Я не принял решения, за кого я буду голосовать и за кого я буду агитировать голосовать на губернаторских выборах. Единственное, что я знаю точно, что это будет тот человек, которому или в которого я поверю. И такие люди есть в нашем городе, вопрос только захотят ли они участвовать в выборах.

Тэги:

Поделиться: