Личный Пиар - тренд нашего времени и тренд будущего. Несмотря на то, что общество идет к «обезличенности», именно фактор узнаваемости, правильной узнаваемости, позволит вам выделиться из общей массы, стать заметным и продать себя, свои услуги, товары, компетенции. А в некоторых случаях работа с личным Пиаром поможет вам также сформулировать или даже сформировать нужные компетенции.
Для чего нужен личный Пиар?
Это очевидно: для того, чтобы зарабатывать деньги или стать популярным и потом зарабатывать деньги. И если он кому-то не нужен, то можно просто не читать дальше, и не слушать, и не запоминать.
Что такое личный Пиар - создание собственного бренда, продвижение себя как специалиста в той или иной отрасли, или просто как «лицо». Совсем не давно PR-инструменты использовали только специалисты по связям с общественностью, и сделать себе имя без ресурсов было невозможно. Теперь эти «бесплатные» ресурсы есть – социальные сети. Используя их правильно, можно стать известным, популярным, нужным в достаточно короткие сроки.
Для того, чтобы делать правильно, нужно понять, а что это правильно? Поэтому далее самые распространенные ошибки, которые допускают в работе над личным PR:
1. Бессистемный подход. Следует понимать – это работа, и подход должен быть соответственный.
2. Отсутствие интереса как с вашей стороны, так и со стороны общества (пользователей, подписчиков) к вам.
Ваш интерес — это вопрос мотивации, если ее нет, или она слабая, не стоит и начинать. Интерес к вам — это сочетание нескольких факторов: интерес, польза, развлечение, но все сводиться к одному – качественный контент. Именно он поможет привлечь внимание. Интересная история, возможно легенда, которая поможет привлечь внимание и задержать его настолько, чтобы человек понял: он общается с интересной личностью. Речь пока не идет о профессионализме, речь идет о личных качествах, личной привлекательности (не путать с физической). Бренд-менеджмент предполагает в обязательном порядке наличие ЛЕГЕНДЫ БРЕНДА. И не стоит путать Легенду с враньем. Легенда Скуратова – он лучше всех обжаривает и варит кофе. И это правда. Та правда, в которую верит он сам как носитель бренда и в которую он заставил поверить общество.
3. Фейки.
Мы говорили ранее много о фейках, в основном о том, как с ними бороться, вернее, как взаимодействовать. Именно поэтому ваш аккаунт и, как следствие, ваш бренд не должен быть фейковым, иначе это путь в никуда. Так же, как и скрытые фото и псевдонимы. Нины Архангельские и Вовы Костромские - хороший личный бренд для ЗОНЫ. Не для работы. Конечно, исключение, если это правда ваша фамилия.
4. Неуверенность.
Вы должны сами думать о себе как о бренде. Со всеми вытекающим последствиями, воспринимать себя как бренд уже сегодня. Это не значит «надевать» корону, это значит - постараться чувствовать себя такими, какими вы решили стать. Если вы решили. А если нет, то и не стоит думать о личном пиаре, рано вам еще. И тут же пример Скуратова, я помню его еще до того, как он открыл свою первую кофейню, и я вижу его сейчас после инвестиционного форума в Сочи. Его вера в себя не изменилась, он так же, как и сейчас верил тогда в свой продукт и в свой проект. Другое дело, что сейчас у него появилось больше причин для этой веры. У него есть признание.
5. Некачественные аккаунты.
Вы непрофессиональный фотограф и непрофессиональный дизайнер. И никто не требует и не ждет от вас идеальных аватарок. Но небрежно оформленные аккаунты и плохие фото на них будут отталкивать аудиторию. Еще раз потратьте время и сделайте качественно. Ну а если вы дизайнер или фотограф, тем более нужно больше внимания уделять внешнему виду.
6. Однообразность.
Рассказывать одни и те же истории, одни и те же легенды – неправильно. Рано или поздно это надоест людям.
Ставить постоянно фото еды, фото себя, фото себя в туалетах тоже надоест вашим подписчикам. Ищите новое, современное, креативное, и не бойтесь все это применять.
7. Остановка.
Иногда правильно фиксировать результаты. Останавливаться на время, чтобы оценить, что сделано и решить, что делать дальше. Необходимо пусть постепенно и медленно, но уверенно и постоянно идти вперед. Только вперед. Расширяем круг общения за счет добавления подписчиков, увеличиваем глубину общения за счет большего количества публикаций, работаем с качеством аудитории за счет улучшения качества контента. Возможно увеличение аудитории за счет подключения дополнительных ресурсов – дополнительных социальных сетей или мессенджеров.
8. Отсутствие личности.
Одна из самых распространённых ошибок. Вы пишите только о работе (реальной или предполагаемой) и только о профессиональных интересах. Но вы интересны аудитории как личность. Им интересно, что вы читаете и смотрите и что вы думаете о том, что вы читаете и смотрите. Что вы едите, что вы носите, как вы живете. Я не призываю рассказывать о каждом вашем сексе. Я вообще не призываю говорить о сексе. Решите для себя сами, насколько вы можете быть открытыми и откройтесь. Люди любят искренних и честных. Но, конечно, есть «запретные темы», и аудитория нормально воспринимает их наличие.
Принцип «умеренной открытости» может быть применен везде: и в текстах, и в фото, и в видео.
9. Один в поле воин.
Конечно, вы можете все. Ведь вы Бренд. Но использование «переноса деловой репутации» - это хорошее дело. Особенно, когда вы находитесь в начале пути. Работа в «рейтинговых» компаниях, знакомство с популярными личностями, присутствие на крутых и закрытых мероприятиях - все это должно отражаться в ваших социальных сетях. Умеренно, но должно быть. Иногда достаточно просто общей фото с губернатором или Аллой Пугачевой, чтобы аудитория сама сделала «правильные» выводы.
10. «Многопрофильность».
Вот это - «сосу, пою, гадаю», то есть могу все и сразу - неверный путь. Вы не можете одинаково хорошо петь, рисовать и торговать криптовалютой. То есть вы, конечно, можете, но вам не поверят.
Нельзя давать много мыслей в статьях и много тем в формировании своего имиджа. Аудитория заблудится, и в результате вас могут воспринимать как не разностороннего, но как поверхностного человека.
11. Торопиться не надо.
Переходить к «монетизации» своего бренда нужно постепенно. Во-первых, страсть к наживе не украшает, во-вторых, вы можете отпугнуть аудиторию, а в-третьих, любые преждевременные продажи как правило обесценены. Не вы, не ваши потенциальные заказчики или покупатели не могут сформировать стоимость, пока не понимают «размера» вашего бренда. И можно продешевить, тогда вы долго будете работать за «копейки». Очень важен фактор своевременности.
12 Ложь.
Нельзя нагло врать. Никогда. Потому что рано или поздно все тайное становится явным. И в вашем случае, если это случится рано, вы можете получить такую репутационную потерю, от которой долго не сможете оправиться. Всегда найдутся реальные свидетели среди ваших виртуальных подписчиков. Именно они расскажут, что вы носили брекеты и были толстухой. И тогда легенда о том, что вы родились стройной красоткой с голливудской улыбкой рассыпится.
Не делать ошибки – очень важно. Особенно на первом этапе. Но также важно знать, а что собственно нужно делать, чтобы создать и раскрутить личный бренд, и как это делать? Далее - правила и факторы успеха.
Начнем с того, что нужно определиться с тем, а что вы реально хотите через 2-3 года, через 5 лет, вот что вы конкретно хотите. Кем хотите стать, в каком направлении хотите добиться успеха? Личный PR - это все равно PR, то есть часть маркетинга, и тут принципиальное значение имеет стратегия. Важен сам факт ее наличия. Нужно понимать, как именно и в какие сроки вы хотите достигнуть поставленной цели. И, конечно, сроки должны быть реальные: от 1 года, если нет свободных материальных и физических ресурсов в достаточном количестве. То есть, конечно, можно стать достаточно популярным и известным за более короткий срок. Но тогда либо придется заниматься только своими социальными сетями, либо заплатить деньги тому, кто это будет делать. Мы же исходим из того, что делаем все сами, и денег на продвижение у нас нет, или мы не хотим с ними расставаться.
Да и год - это небольшой срок, и для достижения результата нужно будет тратить пару дней в неделю или по 20 минут каждый день, или пару часов в день, но каждый день.
Для начала нужно ответить на вопрос «А зачем это вам нужно?» и определить стратегию и позиционирование. Например, хочу быть дизайнером одежды. Стратегия понятна, вам нужно создать вокруг себя реальность, с помощью правильных подписчиков и подписок на правильные (целевые группы) вам нужно сформировать ядро аудитории и базу контента (тесты, фото, видео), которые будут подтверждать ваш интерес и частично ваш уровень, ваши компетенции. Это первый этап. Параллельно вы начинаете общаться с людьми, которые разделяют ваши интересы, а поскольку делаете вы это публично, вокруг вас начинает формироваться общественное мнение. Вас на первом этапе начинают воспринимать как человека, который интересуется и, возможно, разбирается в дизайне в моде в стиле. При этом, как я говорил, в начале формируются также ваши компетенции, вы как минимум повышаете уровень своих знаний и расширяете свой кругозор. Позиционирование - сложный вопрос, можно его игнорировать или примитивизировать, просто определив свой уровень.
На первом этапе «первичного накопления популярности» вам интересны условно все подписчики, а неправильное позиционирование (типа самая модная, или самая дорогая) может отпугнуть часть аудитории. А вот после выхода на проектную мощность позиционирование становится необходимо.
Совсем просто вы должны ответить для себя на следующие вопросы: «кем вы хотите стать?» (что достаточно просто, на примере с дизайнером: «Я хочу стать дизайнером молодежной и доступной одежды» ну и варианты) и «кто вы», вернее «каким вы хотите быть Человеком?». Именно от ответа на этот вопрос зависят все ваши дальнейшие действия, именно благодаря четким, подробным, честным ответам на эти вопросы вы можете выстроить правильную систему продвижения своего личного бренда. И именно таким вас будет воспринимать сначала виртуальная, а уже потом и реальная общественность.
После определения стратегии и ответов на важные вопросы вы начинаете действовать. Вернее, вы продолжаете действовать, но теперь правильно.
Как себя вести в социальных сетях, что можно делать и чего делать нельзя мы обсуждали раньше, и даже публиковали в статье. Достаточно просто перечитать и просто начать делать так. Но вот коротко факторы успеха при формировании личного Бренда:
- Легенда – наше все.
Не устану повторять – залог успеха в правильном оформлении и правильном имидже. Легендами не рождаются - ими становятся. Это не значит, что нужно врать или придумывать себе новую биографию, как у шпиона. Нет. Достаточно штрихов, небольших корректировок.
- Инвестируйте в свой бренд.
Силы, деньги, время. Повышайте свою грамотность, расширяйте свой кругозор, получайте новые знания. Становитесь интересными собеседниками. Это, кстати, относится не только к внутреннему содержанию, но и к внешнему виду. Спортзал, правильное питание, правильный макияж (для девушек), его отсутствие (для мужчин). Тем более, что спорт зал - это неиссякаемый источник контента.
- Правильная аудитория.
То есть лояльная, как ее формировать мы уже упоминали. Повторю лишь одно: «первый круг» - родственники, друзья, близкие люди, которые вас любят в реальной жизни - это самая преданная аудитория.
- Известность.
Реальная, переходящая в виртуальную. Необходимо посещать мероприятия или участвовать в событиях как непосредственно связанных с выбранной вами тематикой, так и «общеразвивающие». Посещение театров, кинотеатров, клубов по интересам - это не только правильный досуг, но и источник контента. Любят общительных и живых. Так живите и общайтесь.
- Привлечение СМИ. Или пабликов, или других блогеров.
В ситуации со СМИ и пабликами все понятно: если у вас хороший контент, рано или поздно его возьмут себе, возможно с вашего согласия. Это новый виток популярности, особенно если взяли без вашего разрешения, вы об этом узнали и подняли хайп.
- Уникальность.
Вы должны быть не похожи на других. Именно поэтому нужно знать меру в рерайтах и репостах, если ваша стена будет сплошь состоять из чужого контента - это не хорошо.
- Управляйте своими событиями.
Любое мероприятие, событие с вашим участием необходимо освещать максимально. И качественно. Любая, даже незначительная с вашей точки зрения повестки дня новость может стать интересна для сотен людей, если правильно ее описать.
- Системность и настойчивость.
Конечно, ошибок, как и правил гораздо больше, чем я перечислил. Моя задача не научить стать знаменитым, а подсказать, как научится стать знаменитым. И поделится своим опытом.