Победы и успехи достаются нелёгкой ценой – преодолеть себя трудно, если вы ленивы и не имеете целей в жизни. Легкие победы, как правило, стоят немногого. Лишь теми из них следует гордиться, которые являются результатом упорного труда. По-моему, наша жизнь – сплошная борьба. Давайте не будем её делать сложней разными зависимостями – химическими, затем эмоциональными и т.д.

Отправляясь в реабилитационный центр «Малиновка» вместе с руководителем фонда «Линия Жизнь» Валентином Пуховым, я вряд ли до конца понимаю, чего стоит преодолеть себя, преодолеть свою страшную привычку-болезнь, постепенно губящую и родных. Почему? Потому что на их месте я не был. Зависимости от алкоголя или наркотиков у меня нет. Находясь в РЦ «Малиновка», я понимаю, чем лечат зависимость.

Аскетическим образом жизни. Ещё изобретательностью, умом, философией и, конечно же, добром. Лечить зависимость гораздо сложнее, когда реабилитируемый (резидент) сопротивляется, отрицает свою зависимость. А это бывает очень часто. Такова природа зависимости. Не смотря на то, что все люди разные, у всех у них разные причины и последствия зависимости, разные жизненные обстоятельства и сроки употребления веществ, изменяющих сознание, большинству из них преодолеть себя, начать работу над собой помогает уникальная авторская программа РЦ «Малиновка». Эту программу наполняют содержанием, новыми методиками и инструментами, используют в своей ежедневной работе с зависимыми все руководители, специалисты и консультанты РЦ «Малиновка» Валентин Пухов, Антон Бородулин, Антон Васильев, Сергей Савочкин и другие. Об этих ребятах мне достойно рассказывал председатель омской РАРЦ «Содружество» Евгений Величев. Я знаком с этими ребятами, общался с ними. Это серьёзные и знающие специалисты, способные и умеющие помогать.

– Получил ты диплом психолога, терпелив и порядочен, вроде чётко представляешь, что такое наркотическая или алкогольная зависимость, ее влияние на психику человека. Но этого мало, чтобы работать в реабилитационном центре, – неторопливо рассказывает Валентин Пухов, невысокий приятный человек, с внимательным и ясным взглядом, с крепкой бритой головой. – Нужно совершенствоваться, постоянно учиться, повышать свою компетентность, заимствовать лучший опыт. Технологии реабилитации зависимых от наркотиков и алкоголя людей не стоят на месте.

Этот человек имеет два высших образования. По одному – юрист, по второму – психолог. На вопросы отвечает последовательно. Наделённый чувством такта и выдержкой, руководитель фонда «Линия Жизнь» Валентин готов выслушать, понять проблему и найти варианты ее решения. Он уверен, что любую проблему всегда можно решить более гуманным путём.

– Валентин, я слышал, что наркоманов забирают и отправляют на лечение принудительно, – уточняя информацию, услышанную от человека, якобы знакомого с системой отправки на лечение больных «кадров». – Он рассказывал, что здоровые ребята приезжают по звонку натерпевшихся родных, заламывают «бунтаря» и увозят в… яму. Больной там сидит, словно поверженный гладиатор, кукует, пока не «словится с головой» и не попросит пощады! А если более тяжёлый случай, истерика или горячка, то могут поколотить – толпой, в боксёрских перчатках, чтобы не было синяков.

– Про ямы я слышал, – признается руководитель. – Но у нас в РЦ «Малиновка» их нет. Честно говоря, я даже не знаю, кто использует их. Точно не мои знакомые директора центров – я знаю многих из них, мы часто встречаемся на мероприятиях. Если кто-то и использует такие ямы и зинданы, комнаты с мягкими стенами, то, по-моему, там занимаются не своим делом.

Люди в реабилитационном центре проходят реабилитацию, стремятся к выздоровлению. Жестокость – не наше. Посмотри на меня, - он вдруг меняется в лице, сдвигает очки на нос и глядит на меня пристально. – Кого я стану «ломать» и зачем?

Ещё раз оглядываю товарища рассказчика с ног до головы – с крепкой лысины и до ботинок так сказать. На силача Валентин Пухов не похож – не имеет мощного мышечного корсета, колоссальным ростом не обладает – он, дорогие, ниже меня. А я – метр семьдесят, представляете?.. Чем же этот человек берёт «аудиторию»? Чем завлекает и располагает к себе? Скажу просто: добрым отношением, милой улыбкой, вкрадчивой речью, внимательным взглядом, богатым внутренним и по-философски складным миром. Не верю, что этот мужик – на самом деле страшный изувер и персонаж из кинокартины «Оно» по роману Стивена Кинга. Он больше герой из красивой драмы «Куда приводят мечты». Помните чувственного отца?.. Вот-вот. Хороший это человек, поверьте. Великодушный.

– Когда ко мне обращаются родственники зависимых, я приглашаю их в офис центра или приезжаю к ним. Сами наркоманы и алкоголики обращаются к нам редко – объясняет Валентин.

– Разговариваю, выясняю многие важные для принятия решения о реабилитации детали, особенности поведения потенциального реабилитируемого. Человека нужно изучить хотя бы поверхностно, понять, чего от него можно ожидать, с чего начать лечение: с детоксикации в условиях медицинского учреждения или этот этап не обязателен. В центр принимаем, чтобы лечить, а не гасить, например, истерику. Мы не лечим психические отклонения – это работа специализированных учреждений.

Мы не принимаем преступников, уклоняющихся от наказания. Реабилитационный центр не место для отсидки людей, находящихся в розыске. Каждого поступившего в центр, мы регистрируем, как этого требует закон о временной регистрации.

Укрывать мы никого не собираемся. Люди приходят в центр, чтобы преодолеть себя, преодолеть свою зависимость, а не спрятаться от закона. – Как именно вы избавляете от зависимости? – Наша работа – это целая система. Вряд ли стоит объяснять её здесь и сейчас – у каждого центра своя специфика, своя программа работы с зависимыми. С нашими методами работы можно познакомиться на нашем корпоративном сайте. Мы не используем таблетки и наказания. Мы работаем по программе. Встают ребята рано и начинают работу со специалистами. Свободного времени практически нет. В течение дня проводим индивидуальную работу и групповые мероприятия, наблюдаем, анализируем, что человеку нужно и зачем, о чём он думает, как относится к другим и к себе самому.

Мы говорим об этом в специально отведённое время, корректируем работу, если что-то идет не так, и работаем дальше. Надо понимать, что человек принимает лечение осознанно и добровольно. Он либо активно работает по программе, либо ищет причины, чтобы не работать. В конечном итоге, у каждого наступает такой момент, когда он понимает: надо работать над собой и своими проблемами!

РЦ «Малиновка» находится в сотне километров от Омска. Назван центр в честь деревни Малиновка, которая находится по соседству. Мучиться над названием особенно не стали.

– А-а, птичка такая есть – малиновка? – находчиво произношу я. – И это тоже, – соглашается Валентин. – Правда, ассоциаций с ней не было.

Мы прогуливаемся по обширной территории РЦ «Малиновка», огороженной высоким забором, я быстро и зорко обследую окружающие объекты – прямо как ловкий персонаж из видеоигры «Prince of Persia».

Пилорама, склад продуктов, ледяной каток, собачья будка.Подвохов нет – Валентин откроет любую дверь и покажет содержимое помещения. Контрабандой, по-моему, не занимаются. Ничего необычного. На открытом складе нахожу старые видеокассеты… много! «Гладиатор», «За бортом», «Маска», «Подземелье драконов», «Том и Джерри»… простите, увлёкся.

В помещениях реабилитационного центра не дерутся, не кричат, даже словесно не конфликтуют, разговаривают вполголоса. Ага, подготовились к моему приходу? Одни молодые люди спокойно готовят обед, обрабатывают овощи, другие пребывают на мероприятии, с интересом обсуждают литературное произведение, высказываются по очереди. Никто никого не перебивает, не заставляет.

Царит мирная атмосфера. Хочется присоединиться. Но уже вкусно пахнет варёной курицей с луком и приправой. Да что я, вечно голодный и думаю в гостях о еде? Может, пройти реабилитацию, избавиться от обжорства?

– Валентин, сколько стоит месяц лечения зависимости в РЦ «Малиновка»? – Двадцать тысяч. Бывает так, что у семьи нет таких средств. Можем договориться на другие условия, - обещает он.

Сравниваю с ценниками других реабилитационных центров Омской области, найденными в интернете: 25 тысяч и выше. У Валентина Пухова – дешевле. Его принцип – доступность.

Я следую за руководителем по уютным комнатам РЦ «Малиновка». В них современная отделка, творческая, я бы назвал – над ней работали сами постояльцы «клуба». Мы ходим в домашних тапочках, в ботинках здесь нельзя – кругом чистота и порядок. Аккуратно застеленные койки, прибрано на тумбочках и столах. Каждая вещь имеет своё место, носки или штаны нигде не валяются, как у меня дома, например. Резиденты – в скромной одежде, не выделяются излишествами от «Nike» или «Adidas», стрижены коротко. Украшения не носят. Новых русских не заметно. Отсутствуют крутые хиппи, разнузданные панки и чудаковатые готы.

– Не поверю, что здесь не было ни одного конфликта, парень, – обращаюсь к молодому человеку, поварёшкой собирающему накипь из огромной кастрюли.

– Не было, – качает он головой. – Я тут несколько месяцев. Живем дружно, как в большой хорошей семье.

Паренька зовут Денис. В РЦ «Малиновка» его помогла определить супруга. – Как сюда попал? – спрашиваю у другого; он принёс два ведра воды. – Никто не «ломал», прежде чем привезти сюда? В яме не спал? Боксёрскими перчатками не колотили?

– Родственники помогли попасть сюда. Я и сам захотел избавиться... Павел отвечает охотно. Не чувствую у него волнения и раздражения. Осматриваю - синяков и ссадин нет. Крепкий молодой человек, помогая, хлопоча, как волонтёр, он готов беседовать на любую тему.

Люди в реабилитационном центре адекватные, добропорядочные и общительные. Я ожидал увидеть здесь меланхолию, потухшие глаза и кислые лица, услышать множественные жалобы, но ничего подобного. К длительной реабилитации, работе над собой готовы все: мужчины и женщины. Вторые с первыми видятся в основном на расстоянии. Распорядок дня одних и вторых построен так, что они участвуют в мероприятиях в разных помещениях или на улице. Руководители программы и центра решили, что парням следует меньше общаться с девушками и наоборот – это мешает их реабилитации.

Обсуждая за чаем планы центра и мои впечатления, мы с Валентином собираемся обратно. Он рассказывает много интересного – хватит, пожалуй, ещё на две статьи или крупный очерк. Предлагает встретиться в офисе и поговорить со специалистами, которые работают в РЦ «Малиновка», как правило, по недельному графику. Соглашаюсь. Пусть о работе грамотных специалистов по химической зависимости узнают больше.

– Отчего человек становится зависимым? – рассуждаю как-то на досуге. – Почему молодые люди и девушки любят называть свое пьяно-клубное времяпрепровождение словом «отдыхаем»? «Культурно отдыхаем», «отдыхаем хорошо», «отлично отдохнули». Что это за отдых, когда после которого чувствуешь себя еще более разбитым и уставшим, чем до него?.. Разве после бессонной тусовочной ночи, сопровождаемой литрами алкоголя и тоннами сигарет, вы себя чувствуете отдохнувшими?.. Надо не бояться пробовать отдыхать иначе. Полежать в ванной с маслами и морской солью, зимой покататься с горки, летом погулять в лесу. Ну да, да, скажете вы, одно другому не мешает, можно «побухать» с пятницы на субботу, а в воскресенье «лечить» себя. Но в том-то и дело, что это уже не отдых. Это реабилитация…

Валентин Пухов есть у меня в друзьях – в социальной сети «Вконтакте». Напомню, это открытый и добрый человек, не заставляющий ждать помощи.

Тэги:

Поделиться: