Лучше сразу не связываться с не своими клиентами. Но иногда очень хочется есть, а иногда просто невозможно рассмотреть, твой клиент или не твой. Я обычно трачу очень много времени на то, чтобы понять, подходим мы друг другу или нет. И иногда ошибаюсь. Несмотря на опыт свой и знания. Потому что я считаю почти всех людей вменяемыми, и оценку делаю, прежде всего, бизнеса. И вот если у бизнеса есть перспективы, если товар и услуга могут быть востребованными, если экономическая ситуация в компании клиента стабильна, то я делаю вывод, что работать можно. И до последнего времени не учитывал только один нюанс – это когда клиент вдруг оказывается жмотом. Просто жмотяра, экономит на всем, кроме собственных нужд. То есть зарплату заплачу поменьше, чаще съезжу отдохнуть. Не потрачу на рекламу, куплю жене сапоги, или любовнице, или, что крайне редко, маме жены. Не отремонтирую магазин, отмечу день рождения. Ну и так далее. Возможно, это не жадность, а неправильно расставленные приоритеты, суть от этого не меняется. Результат один. Если на бизнес не тратить деньги, то он рано или поздно умрет.

Основная сложность заключается в том, что ведь работает. Все работает, и прибыль приносит, и казалось бы, потрать часть прибыли – сделай свой бизнес лучше. Но нет, и основной аргумент — раньше ведь получалось без вложений. Во-первых, раньше получалось, потому что вложения все же были, только не материальные, а физические, моральные, личные. И их было много, вспомните, как вы начинали, не спали по ночам, не ели, не жили, только работали. А во вторых раньше время было другое, совсем другое. Не такая жесткая конкуренция, не такой избалованный потребитель. И можно было прожить без суеты достаточно долго, и стабильно. Теперь все иначе, каждый день нужно доказывать свою состоятельность и нужность.

Время по-другому движется, все, что еще утром было актуальным и востребованным, к обеду уже протухло. А чтобы идти в ногу со временем, нужно научиться тратить деньги, делиться ими, как минимум, со своими попутчиками.

Есть еще клиенты-хамы. Почему-то здесь их особенно много, очевидно, потому что им никто ничего не говорит, и с ними продолжают работать. Причем, когда я говорю «хам», я имею в виду не нарушение элементарной вежливости, когда вовремя не приходят на переговоры, или не приходят вообще, не перезванивают. Нет, нарушать правила бизнес-этики здесь настолько вошло в норму, что даже я стал с этим мириться. Нет, я по-прежнему пунктуален и беру трубки, но отчего-то я стал звонить и второй и третий и даже пятый раз человеку, который мне не перезванивает, и по нескольку раз ходить на одни и те же встречи, потому что визави, почему то на них не являлся в первые разы. Старею, наверное. Но вот настал момент, когда я решил – хватит. А хамы – это прямо бытовые хамы. Те, которые сразу «Ты», те, которые матом. Да-да такое бывает и часто. Со мной реже, потому что отвечу сразу. А вот с сотрудниками бывает. И здесь я хочу сказать, адресуя что-то сотруднику, вы обращаетесь с агентством, то есть со мной. Да и не это главное, хамство нельзя оправдать ничем.Потому что рано или поздно оно вырвется наружу за стены комнаты переговоров на клиентов и потребителей. И тогда начнутся проблемы у бизнеса. А зачем нам клиент с проблемным бизнесом?

Еще есть «мутные». Люди с непонятным бизнесом, непонятными деньгами и не совсем понятными целями. Если кто-то вдруг подумал, что девяностые давно позади, то зря. Остались еще и те приемы, и те методы. Вот с криминалом связываться нельзя, ни при каких обстоятельствах, и не за какие деньги. Потому что все тайное рано или поздно становится явным, потому что, сколько веревочке не виться и потому что деньги пахнут.

Если вести себя аккуратно и думать головой, то можно не пустить не тех клиентов к себе, как Моссад не впускает террористов на борта израильских самолетов. Но если все же начали работать, нужно выходить из отношений. Рвать их. Да больно, но если оставить все как есть, то в будущем будет еще больнее. Поэтому поняв, что клиент не ваш, просто и в рамках закона расстанетесь. Не думайте о недополученных прибылях или недоделанных кейсах. Думайте о сэкономленных нервах и силах и о том, что впереди вас ждут новые интересные проекты.Если вам морально сложно сделать первый шаг к разрыву, то вспомните, сколько раз вас кидали, не платили, не брали трубки, и просто сделайте так же.

Поделиться: