Я родилась и живу в Омске и не намерена из него уезжать, по крайней мере в ближайшее время. Однако трудно игнорировать тот факт, что моих ровесников, да и не только их, притягивает перспектива проживания в других городах, особенно в Петербурге. Меня эта тенденция скорее пугает, однако я радуюсь, когда у людей всё складывается в жизни хорошо, где бы они ни находились.
Я задала своим знакомым омичам в Петербурге (которых оказалось ещё больше, чем я думала) 4 вопроса, отталкиваясь от которых они сформировали свой ответ:
1. Когда вы переехали в Санкт-Петербург?
2. Как прошёл первый месяц в новом городе?
3. Скучаете ли по Омску?
4. Нет ли желания двигаться дальше, в Европу?
Среди ответов есть одно исключение – человек, вернувшийся в Омск. Внимательный читатель его обнаружит.
Указаны имена, фамилии и возраст реципиентов. Некоторые предпочли не указывать полную информацию о себе.
Екатерина, 22:
Переехала летом-2015. Первый раз была в Питере, поэтому первое время восторженно ходила по городу и не могла нарадоваться, первые полгода жила в коммунальной квартире, в целом все складывалось вполне неплохо для студента первого курса (переехала поступать). О переезде не жалею, по Омску не скучаю как по городу, только по людям, оставшимся там. Отправиться дальше, в Европу, конечно, желание есть, но не в ближайшее время.
Дарья Сергиенко, 21:
Я переехала в 18 лет, сразу после окончания школы. Переехала, потому что тут живет моя девушка, к тому же я планировала получать высшее образование здесь. Первый месяц жизни прошел очень сложно. Я безрезультатно искала работу, тяжело переживала привыкание к новым обстановке и условиям жизни, испытывала тревогу и постоянный стресс. О переезде не жалею, так как это дало мне колоссальный опыт и толчок к развитию, но по Омску очень скучаю и рано или поздно планирую туда вернуться, чтобы открыть свое дело. Европа привлекает исключительно в плане путешествий, не ПМЖ.
Инна Малина, 24:
Омск – не мой родной город. Я переехала туда из Казахстана, из более мелкого и депрессивного города. Так что для меня это было уже достижением, и я ценила эту открывшуюся возможность. Но после 5 лет в Омске, он стал очень понятным и тесноватым, а моя детская жажда чего-то нового и большего толкала меня вперед. Так что я сохранила последнюю зарплату, продала одежду и купила билеты в Спб.
Первый месяц? Ну, всё вокруг помогало мне остаться. В первый же день я сбежала с просмотра ужаснейшей комнаты где-то в е...х [глубине] Санкт- Петербурга и встретила приятеля (конечно, тоже уехавшего из Омска), который сдал мне комнату на месяц на Невском за 10ку. Это было круто, на вторую неделю я уже работала в ресторане недалеко оттуда и была довольна. Но ощущение неопределенности, когда ты погружаешься в новую для себя среду, волнует. Я знала, что не уеду обратно, так что я адаптировалась, как могла. А если серьезно, первые полгода были сложными именно психологически. Впоследствии я слышала от многих своих омско-питерских знакомых об этом тяжелом первом полугодии. Но и оно прошло.
Я не жалею о переезде, не скучаю по Омску. Я просто такая, меня не тянет привязываться к чему-то. Когда ты в Питере, то знаешь, что рядом есть Хельсинки. А при таких раскладах не сделать себе визу и не гнать в Европу, чтобы найти там целый новый мир – просто преступление, по-моему. Билеты из Хельсинки в разные точки Европы могут стоить совсем ничего. Сгонять из Спб в Финку, Берлин, Амстердам или Париж гораздо дешевле, чем в Омск. Так что я свой выбор сделала. Жить в Европе – это особенный опыт, мне для этого нужно сделать еще очень много.
Петербург – крутой город, если научиться использовать его возможности. Но в какое-то время я перееду дальше осваивать новое. Не люблю привязываться, мне нравится ощущать свободу. Но в России это в основном иллюзия. Так что, по-моему, важно видеть разные пути, где ты можешь быть счастлив. Вне всяких границ. Люди слишком развитые существа, чтобы ограничивать себя один языком или одной страной.
Елена Погуляева, 20:
Переехала в конце августа 2016 года, когда закончила школу и поступила в СПбГУ на Восточный факультет. Первый месяц прошел восторженно, и восторг помог не отчаиваться и не замечать проблемы, основной из которых (тогда ещё) было то, что я безумно скучала по семье и друзьям. Мне не удалось здесь найти достаточно близких друзей, есть только знакомые и немного. Не сказала бы, что в Омске было много друзей, но их было больше. Тем не менее, я не жалею о переезде. Тут хорошо. По Омску скучаю, но уехать было нужно, чтобы не умереть в этом городе от безделья и одиночества. Лучше умереть по этим причинам в большом городе. И желательно в русском. Хочу путешествовать по Европе и по миру, но жить там – вряд ли.
Яна, 24:
Переехала я самым банальным образом: внезапно в конце обучения на бакалавриате в ОмГУ решила поступать в магистратуру, чтобы стать уже совсем опытным психологом и поступила в РГПУ им Герцена. Сначала ехала в Питер скорее просто погулять с мамой и братом, поступление – скорее предлог, но тут, представляешь, поступила на бюджет, и уже куда денешься? В сентябре 2015 переезжаю.
Первый месяц прошёл тяжко, мне обещали общежитие, и когда я приехала довольная и с чемоданом, места, конечно же, не оказалось. Слава богу, были друзья, я пошла к ним. Жила у них около двух недель, потом выбила себе спальное место в университете в мед. части. Странное время, но было круто и даже бесплатно кормили. Мало что было понятно, зато весело, и восторг: университет прям на Невском, сентябрь, тепло и новые люди вокруг.
О переезде не жалею, теперь мой дом здесь, хотя на это осознание понадобилось 1.5-2 года. По Омску скучаю, по людям в нем скучаю. Очень дорого летать, что останавливает, а поезд – двое суток, что нереально, учитывая, что отпуска небольшие. Но я все равно стараюсь раза 3-4 в год приезжать.
Ехать ли дальше в Европу или куда-нибудь ещё, покажет время, я и в Питер-то собралась достаточно спонтанно. Поэтому здесь я не загадываю. В любом случае, будет круто.
Виталий, 29:
Уехал в Петербург, вроде, в мае 2016. Хотел реализовать свои экспериментальные проекты, потому что все говорили (пи...и [врали]), что там можно реализоваться. Чувствовал, что всё ложь: хипстеры, музыка на улице сплошные кавера и всеобъемлющая тупость. Уехал обратно в Омск через пару месяцев, когда все стало понятно. Возвращаться – если только побухать, но жить в городе-мифе, в городе-на...ке [обмане] я не хочу.
Елена, 25:
В Петербург я переехала не с первого раза. Сначала – за целью (почти мечтой) летом-2015: поступила в магистратуру СПбГУ, разочаровалась, забрала документы. Тогда первый месяц здесь был колючим, неприветливым, чужим, всё было не то и не так. Не смогла с этим всем бороться, вернулась домой. Второй же переезд через год вышел более уверенным. Учиться уже совсем не планировала, а работа искалась как-то медленно, июль тогда был солнечным и теплым, поэтому второй первый месяц в Петербурге был больше похож на чудесный отпуск. Сейчас здесь уже всё налажено и привычно, но по Омску всё же очень скучаю, вернее, по людям, которые там остались, по родным, сам же город обратно нас не ждёт (достаточно пяти минут на любом сайте с вакансиями, чтобы удостовериться).
А вот жить в Европе мне не хочется, никогда не возникало желания переехать в другую страну, хотя и не назову себя патриотом или сторонником «где родился, там и пригодился».
Анна Василевская, 24:
Желание переехать в Спб возникло в 2012 году, когда моя лучшая подруга переехала в город на ПМЖ. А без неё в Омске я не могла. Но так как я на тот момент училась в универе, то возможности перебраться сразу же не было. Я каждый год на лето уезжала в Питер. По окончании университета в 2015 году, сразу же получив диплом, я улетела. Первый месяц в Спб на ПМЖ не был каким-то особенным.
Спустя две недели после переезда я уже работала на двух работах. Внутренне я будто, наоборот, приехала домой. О переезде не жалею, однако тоску по родному городу тоже не отнять. Она приходит скорее из-за погодных условий здешних, но когда прилетаешь в Омск, то в очередной раз убеждаешься в том, что все сделал правильно. А так, Омск я люблю. Желание ехать в Европу не возникает. Только ради путешествий. Жить хочется в России.
Анастасия Котельникова:
Переехала в Петербург, потому что поступила в магистратуру СПбГУ. Что забавно, поступила почти не готовясь. Думаю, это заслуга моих омских преподавателей. После магистратуры случилась аспирантура, так «вечным студентом» и зависла. С тех прошло почти четыре года – не так уж и много.
Первый месяц был сумбурным. В городе почти не было знакомых, кто мог бы помочь, поэтому осваивалась самостоятельно. Искала работу, знакомилась с городом. Я уже бывала в Петербурге до этого, но воспринималось все по-другому. Помню, что меня удивляла свобода города, количество уличных музыкантов, архитектура. Да все удивляло. Помню, что в первую же неделю записалась волонтером в «Ночлежку» (ездила с «Ночным автобусом» и раздавала еду людям, живущим на улице). Сложно было привыкнуть к высокой влажности, жизни среди воды (жила тогда на краю Василевского острова, недалеко от залива).
Я приезжаю в Омск довольно часто: раз в полгода точно вижусь с семьей и друзьями. О переезде я не жалею, все еще нахожу что-то новое в городе, развиваюсь. Считаю Петербург «своим» городом, который подходит по темпу жизни, по духу, возможностям. Поэтому, даже уезжая ненадолго в другие города, хочу вернуться сюда. (За исключением Омска, конечно, с ним особая ситуация). Переезжать в Европу пока не планирую, но и загадывать что-либо не возьмусь.
Евгений, 23:
Переехал почти 2 года назад, потому что изначально понимал, что находиться Омске всю жизнь не планирую. Поехал в Спб учиться в магистратуре и работать. Весь первый месяц бегал по вузам, подавал документы, готовился к экзамену, потом поступил, ну и гулял иногда, параллельно мониторя вакансии.
О переезде не жалею, в Омск вернуться жить не хочу, но скучаю, поэтому приезжаю просто так.
Не понял, причём тут Европа? Туда при нынешних обстоятельствах можно хотеть и из Омска уехать, и из городов поменьше. Если интернет заблокируют - уеду по возможности.
Мира, 19:
Переехала почти 2 года назад. Приехала поступать в колледж на парикмахера, так как в моём городе на эту профессию не так хорошо учат, как тут. А также люди в Омске не готовы к ярким окрашиваниям, необычным стрижкам, а тут таких людей море. Можно сказать, возможностей больше в этом направлении искусства тут. Первый месяц – в суматохе и одиночестве, ведь никого здесь не знала. Я много гуляла, изучала город и готовилась к вступительным экзаменам. Не жалею, но по дому я определенно скучаю и по людям оттуда, все же я жила там всю жизнь. Хочется в Европу, но только если на какие-то соревнования и просто посетить, но не переезжать туда.
Ирина Геттингер, 23:
Я переехала в Петербург летом 2015 года, чтобы поступить в магистратуру СПбГУ по направлению «Журналистика». Прошлым летом обучение закончилось, и я осталась здесь работать журналистом. С переезда прошло почти три года, но у меня ощущение, что я живу в Петербурге очень давно, поэтому первый месяц вспоминается с трудом. Я переехала не одна, довольно быстро нашла жилье и знала, с какой целью сюда направляюсь, поэтому особых сложностей с обустройством в этом городе не было. Тяжелее всего как в первый месяц, так и до сих пор, справляться с тоской по близким людям, которые живут на большом расстоянии.
Омск я вспоминаю регулярно и минимум два раза в год стараюсь туда ездить – это моя родина, там находится мой дом, моя семья, мои воспоминания. Поэтому и скучаю больше не по самому городу как пространству и территории на карте, а по местам, в которых я выросла, и людям, которые меня там окружали. Но о переезде я никогда не жалела. Дом есть дом, комфортное, «пригретое» место, в котором законсервированы твои воспоминания детства и юности, но всегда нужно двигаться дальше и развиваться. Я возможность этого развития увидела в Петербурге, и создала свой второй, новый дом именно здесь. Мне комфортно в этом городе жить, работать, проводить досуг и просто находиться, гуляя по улицам и наслаждаясь ни на что не похожей атмосферой.
Из сложностей жизни здесь я бы в первую и единственную очередь назвала своеобразную погоду – здесь нет таких привычных жаркого лета и снежной зимы, как на родине, а вечно сероватое, пасмурное и дождливое время года с проблесками солнца, которому радуешься, как ребенок подаркам под ёлку. Но у местных бытует такая фраза: если бы в Петербурге была еще и всегда хорошая погода, все бы хотели здесь жить и город попросту бы лопнул.
Я очень люблю путешествовать, поэтому меня здесь держит еще и близость к Европе после отдаленной Сибири – захотел, пошел и купил себе билет до Эстонии или Финляндии по цене обеда, а там и весь мир открыт. Как таковом о переезде за границу я пока не думаю и ограничиваюсь поездками по миру и изучением других стран как турист. Возможно, однажды я почувствую, что хочу обосноваться в какой-нибудь другой стране или же другом городе, и двинусь туда – я хочу быть открытой всему новому, если есть такой шанс. Но на данный момент мне комфортно жить именно в Петербурге, и я хочу реализовать себя по максимуму в этом городе. На вопросы омичей, стоит ли сюда переезжать, я обычно отвечаю примерно так: найти себя и чувствовать «в своей тарелке» можно в любом городе – в Петербурге, Москве, любой европейской столице или же вообще не уезжая из Омска.
Главное – это ощущать себя на своем месте, стремиться вперед и осознавать, что и для чего ты делаешь. Простая смена места по сути ничего не изменит, ведь переезжая, ты всегда берешь с собой себя.
Елена, 22:
Переехала год назад, поступать, потому что посчитала что моя специальность (режиссёр) идеальна, чтобы учиться на неё в Питере. Первый месяц (это был июль) я чувствовала себя туристкой. Ходила везде, смотрела на всё огромными глазами-блюдцами, даже однажды упала, засмотревшись на лепнину на здании. К концу месяца пришло четкое ощущение, что в этом городе я жила. Наверное, в прошлой жизни. О переезде не жалею ни капли. Город принял весьма радушно, сразу нашлись и друзья, и работа, хотя сложностей хватало, но они все меркли перед преимуществами. По Омску, конечно, скучаю, как по людям, по маме, по подругам, так и по самому городу, его улицам, районам, погоде (Омск-то значительно солнечнее, чем Питер), однако объективно в Питере намного больше возможностей, работы, условий.
С нынешним моим молодым человеком думаем о переезде в Европу, но это пока только далёкие планы, не оформленные в конкретные цели.
Яна, 19:
В Петербург переехала в конце августа 2017 года. Город полюбился мне еще в 2015 году, тогда и появилась цель поступить здесь в университет. К сожалению, то, что предлагают омские университеты, абсолютно не пересекается с моими планами. Вообще художникам в Омске грустно. Им достойное высшее получить невозможно.
Первый месяц в Питере был самым тяжелым для меня. Все было непривычным: город, климат, окружение, университет, жилищные условия. Все поменялось очень резко, приходилось быстро привыкать к новому темпу жизни.
О переезде не жалею. несмотря на то, что первый месяц сильно меня потрепал, адаптироваться у меня все равно получилось, и сейчас я действительно наслаждаюсь тем, что вокруг меня происходит. Омск я всегда любила, временами скучаю по улицам, любимым местам, людям. За событиями в Омске следить не перестаю, по-прежнему все происходящее меня волнует.
Сейчас мне более чем хватает Петербурга и желания двигаться в Европу нет. Путешествие - да, возможно, но жить или учиться там – на данный момент точно нет.
Валерия, 22:
Переехала я в сентябре 2017 года. Почему? Потому что очень давно этого хотела и ждала этого очень долго. Думала, что не получится, но, в конечном итоге, получилось, чему я безумно рада! Можно заметить тенденцию почти массового переезда, даже миграции, омичей в Петербург. Омичей действительно очень много в Петербурге: каждый пятый – омич, как оказывается. Кстати, тема омского «Скуратова» в Петербурге тоже очень «зашла», кофейни «Скуратов» распространились буквально по всей России, и в недавнем времени открылась одна кофейня в Петербурге. Получился такой маленький «кусочек» Омска. Теперь постоянно вижу там омичей.
Есть предположение, что омичи и петербуржцы всё-таки очень похожи, но Питер даёт больше возможностей, наверное, поэтому сюда и переезжают. Я лично очень хотела переехать, только потому, что я люблю этот город, и этот город – он даёт очень сильный толчок для творческого развития и вообще для развития.
Первый месяц жизни в Петербурге прошёл напряжённо. Это были поиски работы, практически с первой же недели. И, получается, через две недели я уже работала. Устроилась в музыкальную школу администратором. Проработала там 6 месяцев. Мне очень многое дала эта школа: я познакомилась с прекрасными людьми, с талантливыми музыкантами и даже кое в кого влюбилась. И судьбе благодарна за то, что именно туда я пошла работать. У нас такая классная частная школа была. С кошкой. И как раз, когда туда пришла работать, там появилась Тигруша, чудо-кошка, всеобщая любимица.
О переезде не жалею нисколько. Потому что я исполнила свою мечту, пришла к своей цели. Питер дал многое. Многое переосмыслено. Многое сделано. Перемены очень большие произошли в жизни. С людьми со многими я рассталась и тоже об этом ничуть не жалею. Кстати, в итоге, сменила место работы, теперь работаю тестером РКИ (тестирую мигрантов на знание русского языка), почти по профессии работаю!
Скучаю ли я по Омску? Конечно, да! Очень скучаю по родителям, по бабушке, по друзьям. По универу очень скучаю, всё-таки я там не только училась, но и работала. Преподавательский состав у нас самый лучший был, в этом я уверена на сто процентов. Очень бы хотелось увидеться с некоторыми преподавателями.
Желание ехать дальше в Европу... Если честно, да, иногда возникает такое желание. Потому что в Питере холодновато. Особенно зимой. Невозможно. Но это того стоит, конечно. Видеть, как плывут льдины по Неве – это, конечно, впечатляющее зрелище. Не знаю насчёт Европы. Иногда просто возникает желание жить в каком-то другом, более тёплом, городе. Может, даже не в европейском, а в русском городе. Но, конечно, Европу хочется посмотреть. Это точно.
фото: сообщество ОМИЧИ ПЕТЕРБУРГА