За последние полгода, общий рынок России вырос на 20%. Мы можем наблюдать определенные тенденции в развитии рынка. Например, у нас с опережающим эффектом идут три лидера, которые выросли в продажах выше рынка: Lada на 23%, Kia на 33% и Hyundai на 26%. Также увеличивают свои продажи такие марки, как Volkswagen на 22% и Skoda на 27%. Среди этих брендов самым большим спросом пользуются автомобили среднего В - класса: Kia Rio, Lada Granta, Lada Vesta, Hyundai Solaris и малый кроссовер Hyundai Creta.

Главный лидер России – Kia Rio, которая обновилась в прошлом году. Сейчас эта марка с заметным приростом оторвалась от своего главного конкурента Hyundai Solaris. Rio продали 43 тысячи, а Solaris 27 тысяч. К тому же, если бы у Kia были в наличии топовые комплектации, эта цифра могла быть гораздо выше. Популярность бренда заложена в его позиционировании: это комфортный автомобиль для среднего класса, с максимальным количеством опций. Rio и Solaris как раз и являются такими автомобилями, правда, в отличии от Hyundai, которая не меняет свой дизайн на протяжении 7 лет, Kia обновила поколение. Плюсом являются также увеличивающиеся размеры автомобилей данного сегмента, которые уже близко подобрались к С-классу и давно удовлетворяют запросы к большим салонам.

На втором месте расположилась Lada Vesta. Это первый российский бренд, который смог достичь тех же характеристик, как у конкурентов. Vesta уже выступает на равных с Solaris и вплотную приближается к Rio. За прошедшие полгода, в России было реализовано 40 тысяч автомобилей Lada Vesta с приростом в 30%. Можем сделать прогноз, что к концу года Lada обгонит Kia, хотя бы потому что производство Vesta можно ускорить, а Rio вряд ли. Я связываю такую победу АвтоВАЗа на рынке с тем, что при слиянии с Renault - Nissan наш концерн все-таки сменил концепцию и смог уделить менеджменту достаточное внимание. Все это повлияло на повышение продаж.

На третьем месте Lada Granta. Из-за российского производства и российских запчастей, Granta по стране любят гораздо больше, чем Datsun, который занимает первое место в Омске, учитывая, что автомобили очень близки.

Четвертое место занимает Solaris, который делит свои продажи с Hyundai Creta. В заслугу Hyundai – они снова смогла выпустить популярную машину, полностью угадав будущие тренды российского спроса. У Creta очень много плюсов, и, если бы было достаточно готовых автомобилей, то продажи были бы гораздо больше.

Заметим, что в 20-ке российского топа, кроме Toyota Camry нет ни одного D и C сегмента. Это говорит о том, что C сегмент в России исчезает. Можно связать это с тем, что в России необходим эконом вариант, не только в цене, но и в расходе бензина и стоимости запчастей. Рост B сегмента, также повлиял на исчезновение автомобилей C сегмента. То есть по факту, можем сказать, что B сегмент перешел в C сегмент, только с более приемлемой ценой. Это первый тренд нынешнего года.

Второй тренд – автомобилисты не покупают экзотические марки. Мы видим, что за исключением топ-5, который вырос выше рынка, другие бренды остались ниже рынка в этом году. Это говорит о том, что люди усредняют свои требования к рынку. Они выбирают то, что берут все. И это правильно: зачем платить за экзотическую марку модели, которую непонятно, как потом перепродавать, ремонтировать, сколько ждать запчасти, сколько они будут стоить на вторичном рынке и т.д. Все берут одинаковые машины, к этому идет как российский рынок, так и омский. Выбор происходит только в опциях.

В подтверждении того, что люди переходят на топовые марки, можем привести в пример город Омск. В нашем городе Hyundai вырос на 42% по сравнению с прошлым годом, Kia на 41%, Lada на 26%, Renault на 56% и лидер прироста Datsun, который благодаря продажам в такси вырос на 80%. Чтобы было понятно автомобильный рынок Омска, по сравнению с прошлым годом, вырос на 35%. Тут мы видим ту же тенденцию: люди покупают одни и те же марки и модели автомобилей.

Если рассматривать вторичный рынок, то видно, что он почти не вырос. И по России, и по Омску вторичка выросла одинаково, всего на 1%. Получается весь прирост продаж приходится на дилерские центры, это связано с дилерским маркетингом: активность производителей, фиксирование цен, универсальные пакетные предложения, низкий кредит за счет производителей дистрибьютера, большие скидки по программам обмена, обслуживания и т.д. Основные бренды предлагают очень низкий кредит совместно с банками, которые финансируют их.

Дилеры предлагают очень низкий кредит под 7% годовых против кредита под 20% на вторичном рынке. Визуально сравнивая эти две цифры, покупатели, конечно, принимают решение в пользу дистрибьютера. Ценник на первичном рынке все равно значительно выше в соотношении со вторичным, это один из самых непонятных трендов, который до сих пор сохраняется в российской брендовой действительности. Стоимость нового автомобиля сильно завышена, это позволяет выдавать кредиты под 7% вместо 15% (ставка потреба). Половина процентной ставки уже заложена в стоимость автомобиля. Тем не менее, с помощью правильной подачи идет увеличение клиентской базы. Не стоит забывать и об активности дилеров: огромный объем рекламы. Также большую роль играет отложенный спрос, который сейчас активно реализуется.

Весь этот ажиотаж в приросте, конечно, связан с низкой базой предыдущих годов: с 2012 года рынок падал и дошел до «дна», где мы были несколько лет. Однако рынок все-таки восстанавливается, выравнивается приближаясь к цифрам 2011-2012 гг.

В этом году в Омске продолжается активность дистрибьютеров и дилеров. В этом году нам удалось открыть нового дилера Hyundai и Kia. У нас появился дилер по Chery, открылся дилер Lexus, в процессе – Mercedes, есть планы у других марок, которые они пока не обсуждают, но дилеров ищут. Столько событий в автобизнесе говорит о том, что в Омске все действительно неплохо по экономическим параметрам. Избыточная активность дилеров и открытие новых салонов привлекает внимание людей, от этого спрос немного увеличивается. Есть возможность, что Омск до конца года продаст еще больше машин, увеличив прирост, которые потом и будет благополучно обслуживать.

Если рассмотреть вторичный рынок, то тут не все так страшно: он вырос на 1% (то есть почти не изменился). Эта цифра ни о чем не говорит. Вся суть такого рынка спрятана в глубине анализа, структуры продаж вторички.

Например, за последний месяц такие марки, как Nissan, Hyundai, Chevrolet и Mazda выросли больше, чем на 10%, а Kia и Renault больше, чем на 20%! Внутри рынка б/у автомобилей, как и у дилерских центров, происходит перераспределение. Популярность моделей, которые стали лидерами первичного рынка, переходит и на вторичку. Вы также не найдете сейчас хороший Rio или Solaris, ни у дилера, ни на рынке.

Несмотря на то, что вторичный рынок остался в прежнем количестве, он вырос в цене. Это связано с тем, что люди стали намного меньше покупать дешевый хлам (до 100 000 руб) и перепродавать его. Отсюда снижение продаж Lada и Toyota. Больше всего такого сегмента приходится на Lada – это старые пятерки, четверки, семерки и т.д. Они уходят совсем с рынка. Люди на вторичке все чаще стали покупать авто подороже. Еще одной причиной служит нехватка машин в салонах у дилеров или денег. Тогда покупатель отправляется на вторичный рынок, чтобы купить там относительно новые Solaris, Lada, Рио и т.д. Получается, что вторичный рынок становится дороже, цивилизованней, интересней.

Рост вторичного рынка, также обуславливается активностью официальных игроков, дистрибьютерских и независимых дилерских центров, которые продают б/у автомобили официально. Это позволяет покупателям рассматривать авто с пробегом, не боясь, что им продадут проблемный автомобиль.

Поскольку таких дилерских центров у нас немного, продажи небольшие. Они не могут добиться огромного прироста для общего рынка, но для себя эти центры достигают очень большого прироста. Только в этом году у нас открылись три таких центра. Плюс ко всему некоторые дилеры освободили салоны для автомобилей с пробегом. Пока это ноль (прирост), но этот ноль - победа дорогих автомобилей на вторичном рынке над хламом.

Поделиться: