Как падение курса рубля повлияет на рост цен

На рост цен в августе повлияла даже не столько курс рубля, сколько закон о повышении НДС. 45 моделей автомобилей уже подорожали в июле в России, после принятия этого законопроекта.

Произошедшие ценовые изменения можно объяснить тем, что мир автомобильного бизнеса – это мир производства, в котором НДС считается не один раз. Производственные процессы в этом бизнесе настолько быстрые, что изменения в законе молниеносно влияют на выход продукции. Именно поэтому подорожание уже произошло, а эффект падения курса рубля даст только дополнительный повод для повышения цен в будущем.

Очередное подорожание автомобилей можно ожидать уже в сентябре. Также, скорее всего, будут отменены большее число скидок и акций. Это связано с тем, что к концу года дистрибьютеры начинают подсчитывать годовую экономику и пытаются добить рентабельность. Поэтому возможно не только повышение цен, но и изменение политики скидок и акций.

В ближайшем будущем нас также ожидает повышение цен из-за того, что многие дистрибьютеры еще не отыграли девальвацию рубля за 2014 год. Как мы помним, доллар вырос с 36 до почти 70 рублей, а цены на большинство автомобилей за четыре года выросли только в 1,5 раза. Никто не будет работать в отрицательной рентабельность, которая продолжается уже 4 года. Единственные положительный момент – это то, что рынок продолжает расти. Именно с этим ростом я и увязываю то, что цены все еще стабильны и на рынке присутствуют все игроки.

Тем не менее, если вы собираетесь покупать автомобиль, то желательно сделать это в ближайшие два месяца. Потому что в любом случае, либо из-за НДС, либо из-за курса рубля, либо из-за уменьшения скидок, у дистрибьютеров большие соблазны повысить цены. А повысятся они в пределах 5-10%, что составит серьезную сумму, учитывая нынешнюю стоимость автомобилей.

Кроме того, мы должны ожидать, что, скорее всего, увеличатся ставки по кредитам. Это связано с возможным увеличением ставки рефинансирования, чтобы сдержать темпы инфляции. Но этого скорее всего не произойдет, поскольку растут мировые цены на нефть, а в курсе быть нужно.

Почему продажи не падают, а растут

На самом деле это нонсенс. Такого быть не должно, чтобы денег не было, а продажи росли.

Можно было бы назвать это отложенным спросом, но этот фактор кратковременный. Когда в течении полугода автомобильный рынок стабильно растет, это не просто отложенный спрос, это уже глобальный отложенный спрос. Можно предположить, что это рост связан с отложенным спросом с 2014 года, когда люди перестали делать дорогие покупки. Но такой рост, обычно, сопровождается и ростом недвижимости в этот период, а его мы не наблюдаем. Тогда это может быть фактором насыщенности: квартирами мы насыщенны, а машинами нет. У нас есть большая потребность в автомобилях: с общественным транспортом проблемы, с инфраструктурой проблемы, без автомобиля уже не справится в городе, да и в деревне.

Ну и, конечно, это может зависеть от того, что производители оставили резерв для покупателей с девальвации 2014-го года, который они еще не отыграли. То есть, автомобиль в России остается одним из самых дешевых в мире, если рассматривать его в долларовом эквиваленте. Например, Renault Logan в России дешевле в дилерском центре чем в Европе на 30%, чем в Китае на 20%, а пошлины там не меньше. Так что тут имеет место быть фактор дешевизны, по крайней мере в валютном эквиваленте.

Еще один фактор – развитость автомобильной инфраструктуры. Растет количество сервисов, магазинов запчастей, моек, парковок и т.д. Это движет отрасль к росту. Сейчас все чаще автомобили покупают молодежь и женщины. Это означает, что теперь появляются вторые автомобили в семье. Это тоже в конечном итоге является фактором расширения парка. Автомобиль становится главным средством передвижения: и женщины, и мужчины, и молодежь покупают себе личные машины. Это из-за того, что возможностей жить без автомобиля все меньше и меньше, он удобен и есть большой выбор по любой цене.

Ну и последний фактор – активность игроков рынка. Сейчас практически все дилеры активно рекламируются, делают акции, торгуют автомобилем с пробегом, открывают новые дилерские центры. Предложение профессионализируется, активизируется, рекламируется, расширяется.

На вторичном рынке дополнительным фактором роста спроса является ценовое отставание его от рынка новых автомобилей. В большинстве стран послегарантийный автомобиль в среднем состоянии 3-4-летнего возраста стоит на 30-35% дешевле нового в салоне, люксовые марки – 45-50%. В России уже третий год продолжается аномальное ценовое отставание вторичного рынка, когда 3-4-летний автомобиль стоит на 45-50% дешевле нового, в том числе и популярных марок. Меньшим отставанием может похвастаться только Тойота, спрос на которую на вторичном рынке значительно превышает предложение, и цена соответственно выше на 10-15% конкурентов.

Что будет нас ждать в 4 квартале и в следующем году

Очевидно, что сейчас реализуется отложенный спрос с 4 квартала, который перекидывается на конец лета – начало осени. Потому что люди понимают, что к концу года автомобили могут только подорожать, вопрос только на сколько. Также весной повышение цен на бензин отложило спрос на некоторое время, а сейчас люди привыкли к цене и опять пошли покупать автомобили.

В ближайшее время можно ожидать только увеличение спроса на автомобили, и, соответственно, повышение цены на них. Повышение цены идет не только из-за девальвации, роста производства новых авто и роста цен на бензин, но и благодаря тому, что на рынке становится все меньше востребованных автомобилей. Например, сейчас в городе очень трудно найти не только Toyota, но и Rio, Aveo, Tiida и даже хороший старый Logan.

Это связно с тем, что предложения постепенно сужаются. Во-первых, сужается предложения у официальных дилеров, так как сейчас идет снижение трейд-ин активности. Ее снижение обуславливается тем, что дилеры слишком низко понижают цены при трейд-ине, и людям становится выгодней продать машину самостоятельно и прийти за новым автомобилем с деньгами, получив почти те же скидки. Во -вторых, становится все меньше предложения и возможностей у перекупов и физических лиц, которые этим занимаются и гоняют их с других городов. Это связано с тем, что машин становится мало даже в соседних городах. Спрос на б/у автомобили так быстро растет, что предложение просто не успевает. Да и неоткуда ему взяться. Как мы помним рынок новых автомобилей начал падать с 2012 года, соответственно, много их никто и не завозил, а спрос сейчас максимальный именно на эти года производства с 2012 по 2014 (так называемый дилерский сегмент).

Люди будут покупать сейчас, а в 4 квартале есть опасения на снижения продаж и у новых, и у авто с пробегом. Их подтолкнет только сезонность, в особенности ранняя зима, если таковое случится. В общем дилерам надо ждать погоды.

На следующий год глобальные тренды на автомобильном рынке будут двигать его вверх, но ситуация будет корректироваться новыми законодательными инициативами и экономической стабильностью в стране. В принципе они могут все испортить. Я считаю, что в будущем экономические тренды выиграют, и рынок продолжит расти, по крайней мере на вторичке. Мы видим, что рынок растет, развивается и профессионализируется. Поэтому прогнозы на следующий год пока положительные, но, скорее всего, покупка автомобиля обойдется вам несколько дороже.

Что касается цен на запчасти, они реагируют быстрее на девальвацию, основные оптовики запчастей уже повысили цены из-за падения курса рубля. Поэтому стоимость обслуживания, стоимость ремонта и стоимость запчастей возрастает уже сейчас, и не надо ремонт откладывать к зиме.

Затрагивая вторичный рынок, то можно ожидать, что он выдержит давление, исключение составят только популярные модели. Первая причина - это то, что спрос остается небольшой на машины, и выше поднять цены невозможно. Второе – скачек дилерских цен, связанный с долларом, он показывает небольшую зависимость от доллара у нашей страны. Однако, мы также видим, что рубль крепкая денежная единица, которая имеет вес, и за рубли можно, и нужно покупать. И если хочется купить машину, то здесь надо ориентироваться на сезонные всплески в ценах, не торопиться и выбрать себе хороший автомобиль, который будет вас полностью устраивать. В любом случае выбор автомобиля должен быть серьезным, обдуманным и проверенным. А проверенные хорошие автомобили продаются в независимых официальных салонах, таких как АВТОБАН.

Поделиться: