Недавно стало известно, что известный бренд «Ёлки-Палки» выставлен на продажу. Начальная стоимость – 89 миллионов рублей. Самое интересное, продает его банк «Открытие», то есть еще раньше их приняли в качестве залога для обеспечения кредитных обязательств (читаем — оценили нематериальный актив). И можно сколько угодно приводить примеры Starbucks или Coca-Cola, только вот сейчас речь идет о нашем родном бренде с «подгулявшей» визуализацией.

Когда мы общаемся с клиентами, то, конечно, обращаем их внимание на то, что бренд — это самое ценное, что у них может быть. Во всяком случае, к своему бренду нужно относиться как к активу, наравне с недвижимостью или оборудованием. Причем с первого дня. И отношение должно выражаться не только в любви, но и в заботе. Вы же, когда оформляете недвижимость, проверяете все документы? Так почему вы не делаете этого по отношению к своему бренду? Почему вы не патентуете торговый знак? Да, это стоит денег, но затраты не сопоставимы с вложениями в бренд на протяжении его жизни. А если вы не собираетесь вкладывать, то зачем тогда вообще его создавать?

Ответ на вопрос «Как заработать на бренде?» прост и однозначен – нужно серьезно относиться к вопросу. Здесь нет места «Нарисуйте мне вот это за тысячу и быстренько» или «Придумайте какое-нибудь название! Что вам, сложно?», или «Хочу розовый цвет, он маме моей нравится». Брэндинг — это сложный, трудозатратный и продолжительный процесс. Причем, как для исполнителя, так и для заказчика. И лично мне больше всего нравятся клиенты, которые способны выражать свои мысли правильно и скомпоновано, которые предлагают чаще встречаться, и ищут совета. Потому что это значит, что им не безразлична судьба своего бренда. Потому что это значит, что они всерьез и надолго. Еще бы хотелось чуть больше доверия к нам, как к профессионалам, хотя в последнее время с этим особых проблем нет.

Лично мне больше всего нравятся клиенты, которые способны выражать свои мысли правильно и скомпоновано, которые предлагают чаще встречаться, и ищут совета. Потому что это значит, что им не безразлична судьба своего бренда

Создание бренда — это всегда командная работа. Если, конечно, речь идет о бренде, который будет с вами на всю жизнь, или с которым вы расстанетесь, но за миллионы/миллиарды. Несмотря на то, что формально я занимаюсь визуальной частью работы, могу сказать — это не главное.

Вернее, не самое главное. Описательная часть, которая включает в себя миссию, позиционирование, ценности, бренд–менеджмент, стратегию бренда — имеет очень большое значение. Она отнимает много сил и занимает много места. Для сравнения, один из последних брендбуков, сделанных нами, состоит из 128 листов, из которых только 48 — это визуализация, а 80 – описание.

Однако потребитель начинает знакомиться с брендом, смотря на логотип или читая название, или делая это одновременно. И моя задача сделать так, чтобы визуальная составляющая бренда отражала саму суть бренда, чтобы потребитель обращал внимание на бренд с первого взгляда, запоминал его, и, желательно, понимал, что бренд хочет сказать ему. Последнее особенно важно. Капитализация бренда — это долгая история — очень долгая — занимающая десятки, а иногда и сотни лет. Но правильно созданный бренд и с точки зрения айдентики (прим. «фирменный стиль»), и с точки зрения стратегии может опережать время. Особенно сейчас, в эпоху скоростей, когда знаменитым можно стать в один момент. Правда и потерять лицо тоже можно моментально.

Именно поэтому очень важны первые шаги. Максимально важно не допустить ошибки на первом этапе, потому что их заметят все. История «Давайте сделаем как-нибудь, а потом переделаем» — это не про нас. Лучше вообще не браться за работу, чем идти на такие компромиссы. Ведь наша задача сделать так, чтобы бренд зарабатывал и дорожал, причем максимально быстро. И, с моей точки зрения, мы с ней справляемся.

Иллюстрация: Артем Шефер

Поделиться: