- Владимир Васильевич, какова сейчас общая картина – насколько все серьезно?

Ситуации, которая на сегодняшний день сложилась, не один, не два и не три года и сейчас доведена до абсурда. Как минимум последние десять лет ей никто не занимался. Я уже три года в Омске нахожусь, и могу точно сказать, что все это время позиция власти заключалась в ожидании: либо одно ведомство передаст другому, либо дождемся, когда появится региональный оператор и решит все эти проблемы. В этом, на мой взгляд, заключается основная проблема. Выбор регионального оператора, безусловно, необходим и важен. Но он не волшебник, не фокусник и однозначно не альтруист, который пришел сюда как благодетель. Ожидать волшебства – очень большая ошибка. И решение проблем не сиюминутное, через короткий срок мы не получим результат.

- Спасет ли ситуацию региональный оператор?

Как известно, «Магнит» была единственной компанией, которая заявилась на конкурс, фактически не было конкуренции, о которой мы не так давно слышали от господина Лобова (министр природных ресурсов и экологии – ред.). Конкурс проводился два или три раза, отменялся после жалоб в ФАС. Для многих реальных претендентов помешал участвовать большой задаток, который нужно было внести для обеспечения заявки – 200 млн рублей. Не все организации были готовы вынуть из оборота такие деньги на 3-4 месяца.

Как известно, «Магнит» была единственной компанией, которая заявилась на конкурс, фактически не было конкуренции, о которой мы не так давно слышали от господина Лобова

То есть потенциальные участники были, ведь в Омске есть компании, которые много лет профильной деятельностью занимаются и могли бы подстроиться под систему с региональным оператором. Эти предприятия знают логистику, специфику региона, понимают объемы, но необходимость внести огромную сумму оказалось главным препятствием. Возможно, регоператор будет сотрудничать с этими перевозчиками, но пока официально об этом ничего не объявлено. Лично мы пока не получили никаких ни предложений, ни перспективы, как будут выстроены взаимоотношения. С нашей стороны было сформулировано видение, как можно будет использовать полигон в Надеждино, но от регоператора обратной связи пока не было.

Фактически деятельность регоператора может свестись просто к сбору средств. Согласно конкурсной документации, эта цифра составляет 32,5 миллиарда рублей на 10 лет. Я не вижу большого опыта и заслуг, которые были бы у этой компании в других регионах. Что будет сделано в Омске и области, мы поймем не раньше чем через полгода, когда будут сделаны реальные шаги.

- С чем придется столкнуться региональному оператору после 1 января?

Сейчас анонсируется строительство мусоросортировочных линий, заводов, и это действительно необходимо. Но сейчас есть колоссальное количество нерешенных проблем, с которыми региональный оператор столкнется с первых же дней. Одна из основных – тариф. Если взять простую цифру – порядка 25 кубометров на жителя Омска, то средний потребитель платит не более 45 рублей за услугу обращения с мусором. На этой неделе было заседание СРО (саморегулируемой организации), где была обозначена цифра 150-160 рублей с человека с 2019 года. То есть увеличение будет как минимум в три раза, а что получат омичи за счёт него? Какие будут выполнены работы, какая модернизация, что построят? Пока только есть пространные обещания.

Увеличение тарифа будет как минимум в три раза, а что получат омичи за счёт него? Какие будут выполнены работы, какая модернизация, что построят? Пока только есть пространные обещания.

Одним из принципиальных условия конкурса было наличие утвержденной территориальной схемы обращения ТКО. Сейчас некая «Большая Тройка» из Москвы разрабатывает корректировку документа. Тогда конкурс, получается, нужно проводить заново, поскольку схема не будет соответствовать той, которая существовала, когда заявлялись компании, претендующие на статус регоператора.

Еще один вопрос, который меня волнует и смущает – это невероятные цифры. Якобы мы добьемся таких результатов переработки, что на захоронение будет попадать не более 50 процентов. Статистика – упрямая вещь. В России из всего объема ТКО не более 10 процентов максимум уходит на переработку и утилизацию, то есть выпадает из объемов, которые захораниваются на земельных участках. Фактически – 5-7 процентов. Другого с точки зрения технологий, оборудования нет, либо есть, но стоит очень дорого, никто этого себе позволить не сможет. В ближайшие годы кардинально эти показатели изменить нельзя.

Полигон В Коба

Хотелось бы отметить, что тот перечень полигонов, который назывался руководителями министерства природных ресурсов, не вполне соответствует действительности. С 1 января 2019 года единственный полигон, который будет обладать лицензией в Омской области – это Называевский и Надеждино. Я не знаю и не понимаю, какое будет отношение регионального оператора к полигону в Тавричанке, о котором в последние годы много писали и говорили. На него была сделана большая ставка, что он рано или поздно должен решить 70-80 процентов проблем города и области. С точки зрения здравой логики, именно на этот полигон будут направлены все основные действия регионального оператора. Но логистика там будет с большими расстояниями, что отразится на тарифе. К тому же не далее как в ноябре проектная документация по этому объекту получила отрицательное заключение Росприроднадзора. Соответственно, увеличится срок строительства.

Таким образом, понимаем, что объект в Надеждино – единственный на ближайшие годы, который без непомерных вложений может быть приведен в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет законодательство.

- Насколько готов ваш полигон в Надеждино в будущем увеличивать обороты?

Нужно начинать с того, что не стоит сейчас плодить новые свалки, никакой необходимости в этом нет. Надеждино на сегодняшний день может закрыть 50-60-70% потребностей, необходимы дополнительно только 1-2 объекта, которые смогут принимать ТКО. Нужно прекратить этот поток нелегального, черного вывоза мусора, когда непонятно где и непонятно кем образуются стихийные площадки. Объем по области - около 1,2 млн тонн в год, из них 650 тыс. тонн приходится на Омск. Надеждино принимает не более 130-140 тыс. тонн.

Возможности после модернизации возрастут до 400 тыс. тонн. С нашей стороны за прошедший год была проделана громадная работа. Объект в Надеждино был приобретен на торгах, организовано новое юридическое лицо АО «Полигон», с января 2018 года мы ведем накопление отходов. Было проведено много работы по проектированию, закуплена новая техника. Мы провели общественные слушания, подготовились к защите и получению одобрения федеральных надзорных органов в рамках экологической экспертизы, чтобы в дальнейшем приступить к строительству и получению всех необходимых лицензий.

На полигоне будет открыта новая площадка накопления с 1 декабря. Приобретен компартер, единственный в Омске. Подготовлена установка мобильного мусоросортировочного комплекса, полностью разработан проект конструктива, на котором он будет установлен. Комплекс оплачен, находится сейчас в дороге. С 25 ноября начинается его монтаж. Запуск мы планируем осуществить до Нового года. С 1 января законом запрещается размещать отходы без предварительной обработки, и эти условия будут выполняться. Объем инвестиций, вложенных в модернизацию – порядка 35-40 миллионов рублей.

Тем не менее, объемы, что поступают на Надеждинский полигон сегодня – это не более 20 процентов от мусора в Омске и местности в радиусе 10-15 километров от города. Мы находимся в том тарифе, который был утвержден РЭКом на 2017 год, с небольшим повышением отработали весь 2018 год. По сути, только за счёт прибыли мы смогли произвести эти работы. Не то чтобы это достаточные деньги, чтобы быстро модернизировать полигон, но, тем не менее, этих средств хватит на строительство и приобретение техники.

Отметим, объемы, которые поступают на Надеждинский полигон сегодня, составляют не более 20 % от мусора в Омске и в радиусе 10-15 километров от города. Остальные 80 % распределяются между Ленинской и Кировской свалкой (которые закрыты и находятся в черте города), а также на несанкционированных свалках, которых в регионе большое количество. И если еще раз вернуться к повышению цен на вывоз ТКО, то, на мой взгляд, оно обосновано в одном единственном случае, если будет строиться и развиваться полигон в Тавричанке, в который более трех лет правительство Омской области вкладывает бюджетные деньги. И эти работы должны быть доведены до логического завершения. Категорически нельзя допускать продолжения вывоза на Ленинскую, Кировскую свалки под «видом» обработки ТКО, а по факту продолжать размещение отходов на этих объектах, расположенных в черте города и на других несанкционированных свалках.

Поделиться: