На пост руководителя крупнейшего учреждения культуры пророчат Галину Беду, ныне начальника управления культуры и искусства Министерства культуры Омской области.

Три года назад, в ноябре 2016 года, культурную среду города, мягко говоря, потрясло спорное решение о назначении на должность директора крупнейшей концертной организации региона человека, не имевшего никакого отношения к профессиональному искусству, дамы пенсионного возраста, возглавлявшей ранее один из омских ДК – Ирины Лапшиной. Человека, совершенно не знакомого с мировой и российской культурной средой, не имевшего каких-либо связей и профессиональных отношений, да и скажем прямо, далекого от искусства. В тот момент трудно было оценить все последствия такого решения, но теперь, спустя время, сведущие люди в сфере культуры говорят о видимых огрехах и явных провалах руководства. Со стороны обывателя вопросов нет: концерты шли, артисты приезжали, слушатели посещали мероприятия, организуемые филармонией. Но, как и следовало ожидать, это благополучие лишь видимое и обусловлено хорошо слаженной и выстроенной до мелочей работой крепкого коллектива, сложившегося в организации к приходу нового руководителя. Поэтому разговоры о снятии Лапшиной могут быть вполне реальными, так как поводов внутри учреждения достаточно.

Начнем с того, что Лапшина, в прямом смысле слова развалила работу одного из важнейших звений филармонического коллектива – отдела Концертно-просветительской деятельности, убрав с должность художественного руководителя Ирину Пронину, человека с огромным опытом, хорошо и до мелочей знающего свою работу. И это не смотря на то, что творческий коллектив рьяно отстаивал своего руководителя.

При этом, снимая с поста одного человека, Лапшина не имела никакого представления о том, кто именно должен занять эту, одну из важнейших должностей в организации. Поэтому, далее последовало еще более странное назначение: Художественным руководителем отдела концертно-просветительской деятельности была назначена Галина Новикова, ранее возглавлявшая «Врубелевскую сцену». Каким образом данный кадр еще более пенсионного возраста должен был наладить работу отдела - не ясно. И это несмотря на то, что руководством региона был задан курс на омоложение управленческого состава. Тем не менее, Новикова продолжила политику нагнетания психологического дисбаланса в коллективе, ранее заданную Лапшиной. Вновь назначенный худрук за время своего недолгого нахождения в должности, успел настроить против себя не только артистов, которым приходилось непосредственно взаимодействовать с Новиковой, но и практически все филармонические службы. Кстати сказать, ранее Новикова уже успела поработать в филармонии и точно так же как и сейчас, испортила отношения со всем коллективом и была выдворена.

Омская филармония

При этом, росло недовольство зрителей концертами отдела. Заявленные программы не соответствовали исполняемому репертуару, даже абонементные программы часто переносились, да и мало кому по вкусу пришелся явно «нафталиновый» репертуар, представляемый Новиковой. Более того, новый худрук преследовал и личные цели, приведя в залы филармонии практически все коллективы врубелевской сцены, работа которых, соответственно оплачивалась отдельно. Это вызывало недовольство филармонических коллективов и артистов, творчество которых отодвинулось на второй план. Новикова и сама стала выходить на сцену в качестве ведущей, не имея при этом соответствующей аттестации. И, как следствие всего беспорядка, в адрес филармонии посыпались отрицательные отзывы слушателей, чего никогда не было в бытность Прониной. Более того, Новикова в ультимативной форме поставила вопрос об увольнении из отдела его администратора - Марины Смелковой, одного из наиболее ответственных и увлеченных своим делом сотрудников. Причиной, опять же, послужили лишь личные мотивы. И, не смотря на то, что данное увольнение не было законным, Смелкова была уволена. Лапшину даже не остановило то, что практически весь коллектив подписал петицию в ее защиту.

Не удивительно, что за всем этим последовало и значительное падение спроса у слушателей, упали продажи. Но невозможность взаимодействия с хотя-бы одной из служб организации и постоянные жалобы сотрудников вынудили Новикову уйти с поста художественного руководителя. И вновь Лапшина, руководствуясь лишь личными мотивами, назначает на эту должность худрука Ирину Галькову, свою давнюю знакомую по ДК «Красной гвардии», и это вновь совершенно не осведомленный о специфике данной работы человек, которому потребуется немало времени, чтобы освоить все тонкости работы отдела концертно-просветительской деятельности. Тогда как слушатели будут продолжать терять интерес к концертам филармонии.

На рабочем месте Лапшина может появляться к обеду, а иной раз и вообще отсутствовать весь день. Тем не менее, она с большим удовольствием отправлялась в поездки, в том числе зарубежные, оплачиваемые организацией. Часто так называемые «командировки», планировавшиеся на один или несколько дней, затягивались до недели и больше. Кроме того, ей не свойственна исполнительность, она легко могла опоздать или просто не приехать на рейс, и потребовать приобретения новых билетов и номеров в гостинице, что, само собой наносило весомый удар по финансовому состоянию организации.

В ноябре 2017 года Омский академический симфонический оркестр во главе с руководителем филармонии Ириной Лапшиной и худруком оркестра Дмитрием Васильевым посетил с гастролями Китай. Были потрачены не малые бюджетные средства, но отчет о поездке так и не был предоставлен. Был ли организацией получен какой-либо гонорар остается загадкой.

В июле 2018 года оркестр участвовал в звукозаписи классической музыки современных композиторов по инициативе Дмитрия Васильева. На ее реализацию были также потрачены бюджетные средства, был дополнительно приглашен звукорежиссер, и это притом, что в организации есть свои специалисты. Неизвестно, для каких целей производилась данная звукозапись, возможно для личного использования Васильевым в коммерческих целях. Остается загадкой, почему Васильев единственный в коллективе регулярно получает большие премиальные выплаты, тогда как финансовое состояние организации оставляет желать лучшего.

Усугубляется финансовое положение еще и тем, что Лапшина может лично принимать решения относительно стоимости аренды залов филармонии – Концертного и Органного для тех или иных лиц или организаций, часто стоимость искусственно занижается, а иной раз Лапшина отдает залы в аренду бесплатно.

В августе 2018 года по инициативе Васильева и Лапшиной на средства, выделенные из федерального бюджета, были закуплены струнные инструменты (6 шт.) для артистов оркестра. Решение по закупке данных инструментов у конкретного поставщика принимались ими единолично без согласования с музыкантами, которые были поставлены уже перед фактом. Это выглядит более чем странно, учитывая, что специфика приобретения дорогостоящих скрипок и альтов предполагает активное участие музыкантов в выборе инструмента (удобство звукоизвлечения, размер инструмента под руку музыканта и так далее). Инструменты, стоимостью более 8 млн. рублей были привезены поставщиком в самых простых, ненадежных кофрах китайского производства и не все сопровождались сертификатами качества. А самое удручающее, что до сих пор эти дорогостоящие инструменты не используются и не звучат со сцены, так как артистам сложно освоить изначально неподходящие им альты и скрипки.

Стоит отметить, что региональный Минкульт в ноябре прошлого года заходил в учреждение с внеплановой проверкой. Но видимых нарушений чиновники якобы не обнаружили. Однако спустя месяц пошли разговоры о смене нынешнего директора и более того называется имя нового приемника – Галина Беда, которая имея значительный стаж работы в Министерстве культуры и непосредственно курируя Омскую филармонию, могла бы, по словам наших собеседников, навести порядок в главном музыкальном храме нашего региона

Фото: официальный сайт Омской филармонии

Тэги:

Поделиться: