Вернувшись спустя много лет, я не сразу понял, что попал в совершенно другой город. Еще более консервативный, более застойный. И первая причина очевидна – долгое правление одного человека, задача которого сводилась в том, чтобы власть удержать, а не регион развивать. Но это только верхушка. Если посмотреть внимательно на состав политиков, мы почти не увидим там молодежи. Депутаты сделали по 3-4 ходки, в главе Законодательного собрания сидит бессменный Владимир Варнавский. Ничего не напоминает? Лично мне, бывшему комсомольцу, все это напоминает политбюро, Брежнева, КПСС. Далее, среди депутатов не так много профессиональных политиков или общественных деятелей, зато много бизнесменов и представителей, так называемых кланов, которые естественно обслуживают и защищают интересы этих кланов.

У меня такое чувство, что Законодательное собрание все больше напоминает «клуб по интересам», чем законодательный орган. В чем интерес нахождения людей там? В защите интересов граждан? Возможно, в случае, когда этими гражданами являются они сами, их родные , близкие. В законотворчестве? Действительно выходят какие-то законы, но кому от этого легче? Контролировать исполнительную власть? Тут совсем смешно, исполнительная власть делает что хочет, как хочет, и в последнее время с кем хочет. Так зачем там находиться? В Законодательном собрании? Безопасность бизнеса и личная безопасность? Это иллюзия. Ни в регионе, ни в стране, человек который имеет много денег, не может чувствовать себя в безопасности. Только те, у кого денег очень много, могут жить более-менее спокойно.

Задача многих старых бизнесменов не в том, чтобы развивать бизнес здесь, а в том, чтобы сохранить его любыми способами, как можно дольше. Что ведет к застою - в лучшем случае, а вообще к упадку.

В бизнесе идет обновление, но часто за счет детей, тех самых, кто из кланов. А это не «свежая кровь», это кровосмешательство. И куда не посмотришь, начало восхождения совпадает с отчуждением чего-то народного. Завода, кинотеатра, магазина, больницы. Причем, того что было построено в СССР, как бы народом, как бы для народа. Ярчайший пример – санаторий «Рассвет», который вдруг оказался в собственности «видного» предпринимателя, экс снохи «видного» губернатора – Нателы Полежаевой. В результате она за несколько лет разорила предприятие, сейчас в долгах, но еще брыкается. И таких примеров – масса, куда не глянь, на какое здание не посмотри. И задача многих старых бизнесменов не в том, чтобы развивать бизнес здесь, а в том, чтобы сохранить его любыми способами, как можно дольше. Что ведет к застою - в лучшем случае, а вообще к упадку. Или продать все нажитое непосильным трудом представителю другого клана и свалить подальше. Есть примеры другие, и тех, кто начинал с нуля и продолжает двигаться, и тех, кому досталось на халяву, но они смогли сделать хорошо, и тоже развиваются. Есть и молодежь продвинутая, активная, целеустремленная. Но, к сожалению, таких мало.

Чиновники? Не видел статистики, но вижу их часто. И есть там молодые люди? Не подростки, а те, кому 30-35? Единицы. Да, и дело не в возрасте, вера в сознании. А оно старое у многих наших чиновников. Вне зависимости от того сколько им лет. Практически полное отсутствие конкуренции приводит к профессиональной деградации. Основной задачей становится не что- то делать, а наоборот - ничего не делать. Потому за это ничего не будет, а зарплату заплатят в любом случае. Не очень большую, но в этом городе можно обходиться малыми деньгами. И здесь есть исключения. Более того, даже есть динамика положительная. Но исключения проблем не решат, а динамика не та, чтобы поверить в то, что что-то изменится принципиально. Один момент я вдруг подумал, что кардинальные изменения вот-вот начнутся, связывал я это с приходом нового губернатора. Он молодой, энергичный, вменяемый, за ним «центр». И вдруг этот самый центр нас заметил, разглядел Омск на карте страны, денег стали отсыпать ,и знаки внимания оказывать. И чиновников меняют ,и депутатов сажают, и вижу, реально вижу, повышенный интерес иногородних, и даже иностранных бизнесменов. Но «вот-вот», что-то затягивается. Слишком долго здесь был застой, уже не болото, уже цемент. Его не растрясывать, его взрывать надо. И время уже идет не на годы, на месяцы.

Тэги:

Поделиться: