На основе одной из глав книги «Терапия настроения» Дэвида Бернса можно узнать, как правильно реагировать на критику. И что делать, если она совершенно не обоснована.

Начнем с того, что зачастую причиной неуверенности в себе, ощущения полной никчемности является самокритика. Но она тоже не возникает на пустом месте. Обычно, она появляется как реакция на чей-то ответ в вашу сторону. И здесь не важно, насколько он был объективен и верен.

Чтобы держать свою уверенность на поводке и не терять ее, достаточно научиться правильно реагировать на критику, уметь не соглашаться с ней и приводить правильные аргументы. Ведь наш мозг работает просто: когда кто-то вас критикует, он автоматически включает негативные мысли. И очень часто эти мысли доводят до процесса самобичевания.

Но подумайте только. Если люди критикуют вас объективно, то их слова можно взять на заметку и улучшить себя, свое поведение или работу. А если не объективно? Тогда вы просто зря истощаете свое эмоциональное состояние.

Существует несколько простых техник, которые могут помочь в этом случае. Именно они учат правильно отвечать нападающему и справляться с ситуацией не теряя уверенности.

Эмпатия

Мы понимаем, что люди критикуют только в двух случаях: если хотят помочь или если хотят навредить. На первом этапе об этом лучше не задумываться. Для начала попытайтесь понять критикующего и встать на его место. Точнее постарайтесь понять, что именно он имеет ввиду и попросите объяснить конкретнее. Избегайте оборонительно тона и разберитесь, что человек реально думает и хочет от вас добиться. Встаньте на время на его сторону. Этот шаг к принятию критики и налаживанию контакта с человеком в итоге может привести к сотрудничеству и взаимному уважению.

Критика в интернете

Разоружение оппонента

Как говориться в книге, если в вас кто-то стреляет, то у вас есть только три пути: принять поражение, убежать или обезоружить противника. И последнее Дэвид Бернс считает самым лучшим вариантом.

«Вне зависимости от того, прав ваш критик или нет, вначале найдите способ согласиться с ним или с ней».

Если вы смоги посмотреть на ситуацию глазами оппонента и поняли, в чем ваша проблема, то просто согласитесь с этим и возьмите себе на заметку. А если все-таки человек не прав, то тоже согласитесь. Все просто. Таким образом вы не вступите в конфликт и обезоружите противника, жаждущего с вами поспорить или как-то задеть. Согласитесь, что человек, негативно к вам настроенный, точно не будет ожидать вашего с ним согласия? А чтобы было легче, можно найти в высказывание с малейшей долей правды и согласиться именно с ним.

Да, такой способ очень сложный, ведь не каждый из нас сможет сдержать эмоции. Злость и обида все же могут вас захватить. Но здесь важна, во-первых, практика. Во-вторых, умение даже после самых рьяных споров трезво оценить ситуацию и проанализировать свои ошибки.

Обратная связь и переговоры

Есть еще один способ, что делать, когда вам кажется, что ваш соперник все-таки неправ, а вы ну никак не хотите оставить эту ситуацию. Здесь можно объективно высказать, что вы не согласны и выразить свою точку зрения, признав возможность вашей неправоты.

Не вступайте в конфликт. Говорите о фактах, не приступая к их эмоциональной окраске и навешивании ярлыков. Порой дело может быть не только в фактах, но и в личных вкусовых предпочтениях. Однако и здесь можно выйти победителем, если выразить свою точку зрения тактично с принятием мнения оппонента.

В разных ситуациях можно применять разные способы. Например, если критикующий настроен лишь на своем, можно спокойно отвечать, что у вас на этот счет другая точка зрения и продолжать это, пока человеку не надоест. Или же, если ваш диалог продолжается, можно попробовать достичь компромисса. Здесь, кстати, поможет техника эмпатии, чтобы в неких ситуациях понять человека и уступить место его мыслям.

И знаете, иногда понимать, что ты не прав, очень даже полезно. Ведь признав и приняв правоту другого, уважение вашего собеседника к вам может возрасти. Это называется здравомыслием, которое как видите может быть очень даже эффективным.

Ключевым моментом в критике является то, что нужно просто отставить свои эмоции и объективно проанализировать ситуацию. Главное выразить уважение не только к критикующему (да-да, каким бы засранцем он вам не казался), но и к себе самому. Все мы имеем разные точки зрения, право на свободу мыслей и незнание некоторых вещей. Держитесь достойно, пытайтесь принять и обдумать критику, поберегите свои нервы, в конце концов. Что самое интересно, все вышеперечисленное поможет вам не только перестать ругаться с людьми, но и стать лучше и наконец перестать тратить нервы на ощущение собственной никчемности.

Поделиться: