Ситуация с филармонией отражена в письме коллектива, которое мы публиковали ранее. Так же в распоряжении glager есть вариант открытого письма от сотрудников музыкального театра.

Из текста письма ясно, что ситуация в одном из старейших театров города, мягко говоря, взрывоопасная. Постоянные срывы премьер, нездоровая атмосфера в коллективе приводит к тому, что качество спектаклей и постановок падает, в результате страдает зритель. В ближайшее время мы планируем обратиться за разъяснением ситуации к министру культуры Омской области Юрию Трофимову. А пока публикуем выдержки из письма сотрудников театра

«С сентября 2017 г. директором музыкального театра назначена Бут Н.А. С тех пор произошли существенные перемены и перестановки в коллективе театра, организации работы и т.д. Ситуация продолжает ухудшаться, директор проводит свою политику, которая разрушает не только сам театр физически, но и его репертуар, атмосферу внутри коллектива.

Директор проводит свою политику, которая разрушает не только сам театр физически, но и его репертуар, атмосферу внутри коллектива.

Стоит начать с того, что само назначение на пост директора Нелли Александровны Бут производилось не на конкурсной (как было прежде заявлено) основе, а путем прямого назначения свыше. Н.А Бут, как известно, прежде работала в должности директора ДК им. Малунцева. Все принципы работы в ДК перенесла и в театр. Это и стало одной из главных проблем в работе нового директора, потому что театр предполагает качественно иной подход».

«Срыв открытия сезона для любого театра является вопиющим фактом. Но это произошло в театральном сезоне 2018-2019 гг. с нашим театром и по вине Бут. Она своим решением инициировала демонтаж старых кресел, не убедившись в том, что их успеют заменить к началу сезона. В результате весь коллектив был готов к началу сезона, но в зрительном зале не было ни одного кресла для зрителей. А именно из-за срыва сезона, не по вине коллектива, всему коллективу не заплатили премию к Новому году. Что бы хоть как-то открыться, директором было принято решение установить стулья из Арены Омск, то есть из спортивного учреждения перенести их в театр. Далее снижают цену на билеты, чтобы хоть как-то собрать деньги и закрыть финансовый год.

Также Н. А Бут изменила руководящий состав театра, в том числе введя новые ставки, в частности заместителя директора по развитию ( Т.В Нечепуренко) и заместителя директора по планированию (Т. В Кельчеватова). Все эти люди - свои из «своих», имеют очень хорошие оклады. Но не совсем понятны их должностные обязанности. И пользу, которую они приносят театру. И мы хотели бы обратить внимание на их «смежную деятельность», например, сдачу в аренду имущества принадлежащего театру».

Про кадровую политику в отношении творческого коллектива:

«Что касается художественного персонала театра, то первым делом был уволен много лет, проработавший в театре главный режиссер (крупнейшая личность в мире музыкального театра): «Народный артист России», многократный лауреат премии «Золотая маска», лауреат премии Губернатора Свердловской области, лауреат премии Губернатора Омской области, профессор К. С Стрежнев, имевший с театром бессрочный контракт.

На его место решением Бут, а не на конкурсной основе, был назначен А. Ю Лебедев, который параллельно с нашим театром является главным режиссером Новосибирского драматического театра «На левом берегу».

В ежедневном творческом процессе Лебедев участвовать - не способен, так как его отсутствие на рабочем месте порой достигало более 20 дней. Еженедельные перемещения его между Новосибирском и Омском вызывают вопросы об источнике финансирования этих поездок.

Кроме того, начав работу в должности главного режиссера с агрессивно - диктаторской манеры, Лебедев целенаправленно разваливает эстетику, художественную и репертуарную политику театра:

  1. Премьеры (в основе которых второсортный материал, поставленный им ранее в разных театрах) выпускаются за недопустимо минимальное количество репетиций, что отрицательно сказывается на качестве спектакля и психофизическом состоянии труппы, работающей в постоянном стрессе.

  2. Не предоставляется полноценная возможность составам репетировать на равных, в результате все составы, кроме первого, оказываются недостаточно подготовленными к выходу на сцену по вине режиссера. Составы же назначаются необъективно и предвзято.

  3. Не имея на то оснований, а иногда и полномочий Лебедев строчит докладные, и высказывается в прессе нелицеприятным образом о своих же артистах, сводя личные счеты и разжигая конфликты в труппе.

  4. Из-за вышеупомянутых сжатых сроков выпуска спектакля главный режиссер «добровольно-принудительно» репетирует с артистами в нерабочее время, иронично угрожая «запомнить» тех, кто отказался работать сверхурочно.

  5. Приказы на постановку составляются Лебедевым и подписываются Бут без согласования с главным дирижером(первым лицом в МУЗЫКАЛЬНОМ театре), дирижером-постановщиком и постановочной частью.

Еще более тяжелая ситуация с главным балетмейстером Н. С Калининой и главным художником театра С.С Новиковым, которых нет даже в период постановки спектакля и изготовления оформления. Они дают консультации по телефону, изредка прилетают на два-три дня с целью дать некие общие указания относительно выполняемых работ и ставящихся балетных номеров. Но весь художественный персонал табелируется, как если бы все они работали полную рабочую неделю.

По поводу творческого состава театра тоже есть много вопросов, к работе над определенными постановками привлекаются студенты (на полставки), а свои сотрудники периодически увольняются, несмотря на нехватку кадров и ставок в театре. В итоге, когда нужно выходить на сцену и работать спектакль, студентов, почему-то нет, приходиться отрабатывать своими силами, что практически невозможно».

«Но, пожалуй, самый важный момент касается именно организационных моментов: составления репертуара и планирования новых постановок. Составление репертуара согласуется только с отделом планирования, ни с худсоставом, ни с техническим и постановочным персоналом никто не считается. В итоге о постановке новых спектаклей, а также об общей репертуарной нагрузке знают администраторы, отдел планирования и литературная часть. А людей, которым непосредственно делать декорацию, шить костюмы, устанавливать декорацию и петь, и танцевать - уже ставят перед фактом. И в итоге: работа в выходные, перенос премьер, неадекватные возможностям сроки выпуска новых спектаклей. Артистам приходиться играть премьеру даже без генерального прогона, на голом энтузиазме. Режиссеры не имеют возможности репетировать на сцене, потому что там постоянно идут спектакли, а репетиция в репетиционном классе никак не заменит репетицию на сцене. Даже это вроде бы простое, но очень необходимое условие выпуска полноценного спектакля - не соблюдается.

Сделано много «нового» в театре, но кроме этого, было вычеркнуто многое старое, устоявшиеся традиции, то, что склеивало театр в духовном смысле

Как уже было видно: сделано много «нового» в театре, но кроме этого, было вычеркнуто многое старое, устоявшиеся традиции, то, что склеивало театр в духовном смысле. Например, была демонтирована аллея звезд, расположенная у центрального входа в музыкальный театр. Был изменен дизайн афиш, фирменный дизайн театра полностью переоформлен фойе на свой лад, выбран «девиз» театра. Зачем вообще театру свой девиз, по всей видимости, это что-то их принципов работы в городском ДК. Сюда же можно отнести акцию «Встречаемся у фонтана», в формате площадного увеселительного мероприятия для всех, в том числе случайных прохожих. Несмотря на холод и дождь, артисты и персонал работали в полную силу до позднего вечера.

Иногда сложно найти средства, даже на покупку расходных материалов и лампочек, швейных игл, но зато директор находит средства на свои командировки. Счета на материалы и ткани с «Дубровского» не оплачены до сих пор (премьера состоялась 1 декабря 2018 г., и, кстати, тоже переносилась).

Ссылаясь на «госзадание», руководство противоречит само себе. Слишком гибким и удобным для Бут и отдела планирования оказывается он на поверку, меняясь ежесекундно. К примеру: последнее время в репертуаре изобилие концертов – таково «госзадание». Вторники (репетиционный день по штатному расписанию) отданы под «недостающие» для выполнения «госзадания» спектакли. Но музыкальный театр специализируется, прежде всего, на опере, оперетте, балете, мюзиклах. Сможем ли мы считаться театром, если продолжим делать на скорую руку праздничные концерты-солянки, превращаясь в подобие филармонии? Зачем жертвовать единственным репетиционным днем, все равно теряя в качестве репертуара? Чтобы сохранить зрителя, необходимо работать в серьезных жанрах. А мы ставим для этого больше скороспелых спектаклей, ведь на премьеру всегда легко продать билеты. Например, новогодние представления в этом году начались с 20 декабря (а обычно с 26 декабря), а закончились - 8 января. Естественно, работать в таком режиме очень тяжело и артистам, и персоналу.

Осветительное оборудование не менялось со сдачи здания театра в 1982 году, канализация изначально сделана не везде (в техническом корпусе для слива функционируют дыры, прорубленные в подвал, куда сливаются отходы)

Еще раз вернемся к вопросам материально-технического обеспечения и состояния театрального здания Омского музыкального театра. Здание, по-прежнему, нуждается в капитальном ремонте: осветительное оборудование не менялось со сдачи здания театра в 1982 году, канализация изначально сделана не везде (в техническом корпусе для слива функционируют дыры, прорубленные в подвал, куда сливаются отходы), планшет сцены давно износился, на нем много щелей и выбоин, люди получают травмы, работая на нем. Многие кабинеты в театре не имеют окон, поэтому люди задыхаются на рабочих местах. Вытяжка в техническом корпусе в отдельных помещениях работает очень слабо. Театральный занавес висит лохмотьями, театральные пульты сильно устарели и помощники режиссера вынуждены работать вслепую. Во всем здании круглый год не перестает течь крыша, в том числе и на самой сцене. Летом, когда идет дождь, вода бежит прямо по заднику и на сцену. В прошлые годы затапливало трюм, многие мягкие декорации пришли в негодность.

И еще очень важное, на наш взгляд, замечание: нынешний директор не имеет абсолютно никакого авторитета у коллектива, не приносит пользы театру, а также не обладает компетенцией и не знает, как исправить сложившуюся ситуацию. Труппа с каждым днем теряет форму и творческий интерес к работе, в театре царит атмосфера анархии, вплоть до случаев рукоприкладства.

Есть ряд проблем, которые можно решить только с помощью финансирования. Но есть проблемы, которые можно решить за счет слаженной работы всего коллектива, за счет компетентности и осмысленной профессиональной работы руководящего состава. В нашем случае, ситуация продолжает ухудшаться с каждым месяцем. И может привести к полной катастрофе»

Тэги:

Поделиться: