Причем не одной и не первый год.

Самая распространенная отрасль, где активно покупают и продают франшизы – общественное питание. Это легко объяснить, там достаточно много тонкостей, которые можно запатентовать, а затем масштабировать. Речь не только о визуальной части вопроса (логотипов и фирменного стиля). Речь о технологиях, рецептурах, оборудовании, сервисе. И сфера общественного питания одна из самых «продвинутых» и конкурентнонасыщенных в нашей стране. Что и дает ей стимул для развития. Чем меньше влияние человеческого фактора на процесс, тем проще масштабировать, тем интереснее франшиза. И как следствие – особой популярностью пользуются франшизы кофеен, ресторанов городского типа, суши-баров и так далее.

Итак, что вам дает франшиза, вернее, что она вам должна давать. Перенос деловой репутации: вы работаете под чужим брендом и, как следствие, потребитель, гость, идет не к вам, а к Бренду. Чем его репутация мощнее, чем он известнее, тем, соответственно, легче работать. Все наработки с точки зрения технологии и бизнес-процессов вам даются готовые, не нужно нанимать дорогостоящих шеф-поваров и консультантов. Если вы не первый франчайзер, если бренд имеет сеть, то вы можете получить доступ к статистике и аналитике. Более того, многие бренды обеспечивают маркетинговую поддержку и на федеральном, и даже на транснациональном уровнях. Все это значительно облегчает жизнь бизнесмена. Ему не нужно создавать и раскручивать собственный бренд - это долго по времени и дорого, не нужно привлекать много высокооплачиваемых специалистов. Но работать в любом случае придется, франшиза сама по себе денег не принесет.

Как и в бизнесе, так и в истории с франшизами, мы, к сожалению, находимся на первоначальном этапе - «накопления» капитала. Сам бизнес не до конца структурирован и понятен. Иногда франшизы создаются просто для того, чтобы продавать их. И это принципиальное отличие международных брендов с историей и вновь созданных (наших). Я, конечно, не говорю про все наши бренды, есть много очень удачных франшиз и в новейшей российской истории. Но есть такие, кто создает красивую обертку, ярко упаковывает бренд и собирает паушальные взносы. Им неважно развитие бренда в будущем, у них другая бизнес-модель, им нужно собрать денег, здесь и сейчас. И эта модель «хороша» только для тех, кто продает франшизу. Потому что те, кто ее покупает, рано или поздно - остается один на один с потребителем, без маркетинговой и технологической поддержки Бренда. Обертка, визуальная часть, маркетинг – очень важная составляющая любого бренда. Но мы же помним Котлера и правило 4P. И помним, что продвижение лишь одна из четырех составляющих успешности бренда. А главное – это продукт. Когда он качественный, когда на основании именно уникальности предложений по продукту строится система продвижения, тогда у него есть будущее.

Поэтому я знаю много примеров, когда люди покупали, вроде бы внешне качественную франшизу, но через какое-то время закрывались. Потому что она, франшиза, имела только внешнюю оболочку, без погружения в технологические и сервисные нюансы, без динамики развития. Динамика - очень важна, бренд должен развиваться вместе с окружающим миром. Жизнь не стоит на месте, меняются потребительские предпочтение, отношение к сервису, есть очень много моментов, которые невозможно учесть сегодня. Поэтому важно развитие. Когда же цель бизнесмена заработать денег сегодня, у него нет стимула развивать свой бренд. Он просто собирает первоначальные взносы с максимального количества потенциальных франчайзеров, собственно, и живет на эти деньги. Что будет с брендом дальше, будет ли человек, купивший эту франшизу, зарабатывать деньги в будущем? Никого это не волнует.

Мы давно в этом бизнесе, можем с уверенностью сказать: пока еще не все стабильно, пока еще появляются такие лжефраншизы, молодые предприниматели, которые не до конца сами понимают суть бизнеса по франшизе. Это может происходить по незнанию, а может и по злому умыслу, не важно, главное – это явление еще существует. Но мы можем дать совет, на что обращать внимание при выборе партнера по франшизе. Первое – Бренд, когда и где он был создан, история, размер сети, география присутствия. Предпочтение, конечно, иностранным брендам с историей, потому что все их наработки основаны на многолетнем опыте, на их опыте, а не на абстрактной теории. Ну, а почему иностранный тоже понятно, наш бизнес, насчитывает десятилетия развития. Их – столетия. И это принципиальная разница.

Бренд, который имеет большую историю, сеть, щепетильнее относится к своей репутации, вкладывает значительные средства в развитие своего бренда. С точки зрения продукта, с точки зрения маркетинга. Сотрудничество с таким брендом носит стратегический характер, позволяет зарабатывать деньги в долгосрочной перспективе. Но следует знать, что эти франшизы не «легкодоступны», нельзя просто прийти с деньгами и купить их. Нет. Долгая история и щепетильное отношение к собственному бренду позволяет быть, владельца франшизы, предельно требовательны к выбору своего партнера. Как правило, в этих случаях, условия договоренностей более жесткие. Речь идет не только о первоначальном взносе, но и о ежемесячных платежах, роялти, которые и позволяют развиваться бренду. Очень тщательно изучается история и возможности партнеров, высокие требования к выбору места. Достаточно жесткий контроль деятельности франчайзера. Но все это только для того, чтобы бренд развивался и зарабатывал деньги. Для всех.

Агентство Green Shuttle

Поделиться: