В «Омскэлектро» 2 июля прошли обыски. Силовики изъяли документы за 2014 год. Однако в компании тут же успокоили взбодрившихся журналистов, отметив, что процедура «обычная», и интерес силовиков «не связан с текущей деятельностью предприятия».

С чем конкретно был связан интерес правоохранителей, в этот же день пояснили в департаменте по связям с общественностью «Россети Сибирь». Там намекнули, что в поле зрения силовиков попала история с передачей в счёт задолженности компании «Омскэлектро» перед ПАО «МРСК Сибири» кабеля электропередач.

«В конце 2015 года задолженность «Омскэлектро» за услуги по передаче электроэнергии перед ПАО «МРСК Сибири» составляла порядка 1,3 млрд. рублей. По инициативе администрации Омска и по согласованию с губернатором Виктором Назаровым было предложено заключить соглашение о реструктуризации долга за счёт оплаты задолженности в рассрочку на три года и выкупа кабельной линии электропередачи ПС «Прибрежная» – ПС «Фрунзенская» в течение трёх лет в рамках тарифных решений на соответствующий год. «МРСК Сибири» согласилась. Сделки были реализованы. Сейчас правоохранительными органами ведётся проверка документов. Мы со своей стороны оказываем всяческое содействие», – сообщили в компании.

Здесь можно было бы поставить предварительную точку, если бы не пара «но».

Как выяснилось, вместо того, чтобы просто и одномоментно отдать кабель в счёт долга и не растягивать эту историю на три года, было принято решение о включении суммы сделки в тариф за электроэнергию.

Как такое получилось? Начнём с того, что «МРСК-Сибири», по нашим данным, категорически отказывалось от спасительной для «Омскэлектро» сделки без её учета в тарифе. И позицию сетевого холдинга здесь отчасти понять можно. Получить в собственность объект, который требует ремонта, обслуживания и прочих «амортизационных» расходов без дополнительных финансовых вливаний, на первый взгляд, действительно может показаться не самым привлекательным предложением. Особенно, если учесть, что красноярскому гиганту изначально было гораздо интереснее закончить эту долговую историю именно поглощением «Омскэлектро», а не получением в собственность кабеля.

Но реальные причины здесь напрашиваются другие. Вспомним для начала скандальные истории, когда ОАО «МРСК Сибири» в лице своего филиала ОАО «Омскэнерго» уже включало в свой тариф весьма спорные затраты.

Так, в 2013 году прогремел скандал, связанный с тем, что в тариф для потребителей были включены расходы на содержание самолета Як-40, на котором передвигались топ-менеджеры сетевого холдинга, после чего РЭК добилась изъятия этих средств из тарифа «Омскэнерго».

В 2017 году ситуация повторилась. В тариф уже были необоснованно включены более 450 млн рублей, потраченных холдингом на проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, зарубежную стажировку и командировки руководителей. Тогда РЭК тоже через суд потребовала исключить эти расходы, которые должны были оплачивать потребители электроэнергии из своего кармана.

И вот теперь кабель. Только на этот раз история вызывает гораздо больше вопросов. И судя по всему, у силовиков тоже.

Сразу отмечу: та самая линия электропередачи ПС «Прибрежная» - ПС «Фрунзенская», переданная «МРСК-Сибири» в счёт долга, строилась для омского метро. Линия связывала две подстанции, повышая надёжность и при необходимости могла использоваться для перетоков напряжения. Эти подстанции в дальнейшем и должны были обеспечивать бесперебойное питание метрополитена.

Таким образом, строительство подстанции «Прибрежная» на момент её передачи «МРСК-Сибири» уже было полностью ОПЛАЧЕНО. Порядка 600 млн рублей на эти цели поступило из федерального бюджета, а кабель в итоге попал в областную казну как эквивалент доли софинансирования области.

Сама же подстанция «Прибрежная», или так называемый «лоток», где уложен кабель, изначально досталась «МРСК-Сибири». И теоретически сетевой холдинг вполне мог бы «договориться» с областью брать, к примеру, ту же самую арендную плату за лоток, где лежит муниципальный кабель. Но не стал этого делать. Почему? Возможно, как раз потому, что удалось договориться на более выгодную «сделку». А именно – согласиться забрать кабель в счёт долга «Омскэлектро», но на условии, что сумма сделки будет включена в тариф.

Кабельная линия в итоге была «продана» за 750 млн рублей (а всего «МРСК-Сибири» получило от «Омскэлектро» с учётом процентов более 1,4 млрд рублей).

Получается, что эти 750 млн рублей компания «МРСК-Сибири» в итоге получила дважды: один раз кабелем (в счёт погашения долга), а второй раз за счёт инвестнадбавки, заложив сумму сделки в тариф на электроэнергию.

И вот здесь возникает главный вопрос: КТО и ПОЧЕМУ позволил провести эту сделку на таких условиях? Почему «Омскэнерго» согласилось включить эту сумму в тариф? И каким образом всё это было согласовано правительством региона в лице РЭК (где это приняли) и, возможно, министерства энергетики, где была утверждена инвестпрограмма «Омскэнерго»?

В этой истории ко всему прочему налицо не только нецелевое использование тарифа, но ещё и довольно открытый вывод денег в другой регион. Ведь вместо того, чтобы в рамках инвестпрограммы вкладывать деньги в строительство инфраструктуры региона, предприятие просто получило сумму (как бы на покупку кабеля) и возможность ни во что эти деньги в итоге не инвестировать.

Так или иначе, получается, что сейчас под вопросом у силовиков не сама сделка – она никем не оспаривается. А именно то, каким образом она была учтена в тарифе. Вероятнее всего именно с этим сейчас и разбираются правоохранительные органы.

Впрочем, история на этом не заканчивается. Учитывая, что вслед за «Омскэлектро» силовики нагрянули с обысками в Минстрой, где также изъяли документы пятилетней давности, может случиться так, что и здесь речь может идти о тех самых кабельных линиях электропередач ПС «Прибрежная» - ПС «Фрунзенская». К тому же эти обыски связывают с деятельностью бывшего вице-губернатора Станислава Гребенщикова, которого на этот раз подозревают в совершении преступления по ч.4 ст.159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой». Чем это может обернуться, предугадать сложно. Однако не исключено, что отданный за долги кабель, может оказаться проблемным активом, от которого «МРСК-Сибири» в итоге просто решит отказаться.

Что тогда? Видимо, возвращение к истории с возможным поглощением «Омскэлектро» красноярской компанией. Потому что найти сейчас спасительные 750 млн рублей, чтобы избежать этой участи, предприятию вряд ли удастся. Особенно с учётом того, что в данный момент оно и так пытается взять кредит на сумму 1,6 млрд рублей якобы на «цифровизацию энергетики». Правда, источники называют эту попытку влезть в явно неподъёмную долговую яму не иначе как «откровенным отмыванием денег под видом эффективной истории». Потому что реальной экономической возможности обслуживать такой долг, у предприятия, скорее всего, нет.

Каким образом к этой истории мог приложить руку непосредственно Станислав Георгиевич? Самым непосредственным. В момент подписания соглашения и включения суммы сделки в тариф за электроэнергию, именно он курировал в РЭК эти вопросы. И именно он, как чиновник, должен был первым сделать всё, чтобы эта сделка СОСТОЯЛАСЬ (чтобы спасти «Омскэлектро» от поглощения), но НЕ ЗА СЧЁТ тарифов. В последнем, судя по всему, заинтересован экс-вице-губернатор не был. Почему? Вопрос пока открытый. Однако известно, что ещё при Гамбурге (а после, получается, и Гребенщикове) кабель рассматривался как инструмент, позволяющий выводить деньги. Как именно могла работать эта схема - неизвестно. Но есть информация, что в своё время именно эту схему пытались использовать, в том числе для того, чтобы увести «Омскэлектро» из муниципальной собственности. Тогда, к счастью, ничего не получилось. Остаётся надеяться, что силовики разберутся во всех этих хитроумных сплетениях, и эта история окажется со счастливым концом.

Фото: superomsk.ru, bk55.ru, goodfon.ru, jetphotos.com, livejournal.com, spbreview.ru

Тэги:

Поделиться: